Государственная программа Путь в Европу

УТВЕРЖДЕНА

Указом Президента

Республики Казахстан

от 29 августа 2008 года

№ 653

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

«Путь в Европу» на 2009 - 2011 годы

Астана, 2008 год

Содержание

Стр.

1.

Паспорт Программы

3

2.

Введение

5

3.

Анализ современного состояния проблемы

5

4.

Цель и задачи Программы

6

5.

Основные направления и механизмы реализации Программы

6

5.1.

Сотрудничество с государствами Европы

6

5.1.1.

Создание условий для налаживания технологического сотрудничества

6

5.1.2.

Развитие энергетического сотрудничества

7

5.1.3.

Развитие сотрудничества в сфере транспорта

7

5.1.4.

Развитие сотрудничества в области технического регулирования и метрологии

8

5.1.5.

Углубление торгово-экономического сотрудничества

9

5.1.6.

Сотрудничество в развитии малого и среднего бизнеса

9

5.1.7.

Расширение сотрудничества в области качества жизни

10

5.1.8.

Расширение сотрудничества в гуманитарном измерении

12

5.2.

Совершенствование казахстанской институционально-правовой базы с использованием позитивного европейского опыта

12

5.3.

Приоритеты председательства Республики Казахстан в ОБСЕ

13

6.

Необходимые ресурсы и источники финансирования

13

7.

Ожидаемые результаты от реализации Программы

14

1. Паспорт Программы

Наименование Программы

Государственная программа «Путь в Европу» на 2009 - 2011 годы

Основание для разработки

Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики»

Разработчик

Министерство иностранных дел Республики Казахстан

Цель Программы

Выход Республики Казахстан на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими странами

Задачи Программы

Развитие и углубление сотрудничества Республики Казахстан с государствами Европы по следующим направлениям:

технологическое;

энергетическое;

в сфере транспорта;

в области технического регулирования и метрологии;

торгово-экономическое;

в развитии малого и среднего бизнеса;

в области качества жизни;

в гуманитарном измерении.

Совершенствование казахстанской институционально-правовой базы с использованием позитивного европейского опыта.

Создание условий для председательства Республики Казахстан в ОБСЕ в 2010 году

Сроки реализации

Программы

2009 - 2011 годы

Необходимые ресурсы и источники финансирования

Объемы расходов по мероприятиям, финансируемым за счет средств республиканского бюджета, будут определены Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете» на 2009 - 2011 годы и ежегодно уточняться при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год

Ожидаемые результаты

Реализация Программы обеспечит:

выход Республики Казахстан на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими странами в политической, экономической и гуманитарной областях;

создание благоприятных условий для ежегодного увеличения товарооборота с европейскими странами на 10 %;

ежегодный обмен (как минимум - 5) визитами на уровне глав государств и правительств Европы (в соответствии с графиком международных мероприятий);

подписание с ЕС Меморандума о взаимопонимании по развитию транспортных сетей в контексте стыковки казахстанских сетей с панъевропейскими транспортными сетями;

принятие технических регламентов и гармонизированных стандартов, соответствующих требованиям стран ЕС;

совершенствование национального законодательства с учетом европейских норм;

продвижение интересов Республики Казахстан на европейском континенте

2. Введение

Государственная программа «Путь в Европу» на 2009 - 2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики».

Необходимость принятия Программы вызвана важностью решения актуальных задач внутреннего развития страны, разработки национальных приоритетов на европейском направлении, укрепления исторически сложившихся связей, приобщения к опыту европейской интеграции и институционально-правовых реформ, углубления технологического, энергетического, транспортного, торгового, гуманитарного и инвестиционного сотрудничества.

3. Анализ современного состояния проблемы

В соответствии с Концепцией внешней политики Республики Казахстан развитие всестороннего сотрудничества с европейскими странами представляет для Казахстана стратегический интерес.

В настоящее время в двусторонних отношениях с европейскими странами не полностью реализуется потенциал технологического, энергетического, торгового и транспортного сотрудничества.

Необходимо также учесть, что страны Европейского Союза уделяют особое внимание сотрудничеству с государствами Центральной Азии в целом и с Казахстаном в частности. Их консолидированная позиция отражена в документе «ЕС и Центральная Азия: стратегия нового партнерства», принятом на саммите Евросоюза в июне 2007 года. Являясь внутренним документом Европейского Союза, стратегия охватывает важные направления взаимодействия ЕС с Центральной Азией и Казахстаном.

Стремление ряда стран Европы интегрироваться в европейские структуры ЕС или их взаимодействие с ЕС в рамках Европейской политики соседства дает возможность этим странам добиться определенных достижений в различных областях социально-экономического и политического развития.

Программа разрабатывалась с учетом позитивного опыта развития сотрудничества указанных стран с государствами ЕС и европейскими структурами.

Реализация Программы будет способствовать развитию основного принципа внешней политики Республики Казахстан - сбалансированности и прагматизма.

4. Цель и задачи Программы

Целью Программы является выход Республики Казахстан на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими странами.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

1) развитие и углубление сотрудничества Республики Казахстан с государствами Европы по следующим направлениям:

технологическое;

энергетическое;

в сфере транспорта;

в области технического регулирования и метрологии;

торгово-экономическое;

в развитии малого и среднего бизнеса;

в области качества жизни;

в гуманитарном измерении;

2) совершенствование казахстанской институционально-правовой базы с использованием позитивного европейского опыта;

3) создание условий для председательства Республики Казахстан в ОБСЕ в 2010 году.

5. Основные направления и механизмы реализации Программы

5.1. Сотрудничество с государствами Европы

5.1.1. Создание условий для налаживания технологического сотрудничества

Активизация технологического сотрудничества со странами Европы преследует цель привлечения новейших технологий. Взаимодействие с европейскими партнерами, в том числе в сфере нанотехнологий и биотехнологий, придаст импульс формирующимся и действующим в Казахстане технопаркам.

Предусматривается проведение ряда учебных мероприятий по подготовке специалистов в области инновационного менеджмента и переподготовке инженерных кадров на территории технопарков с приглашением специалистов европейских стран.

Предусматривается развитие сотрудничества в использовании прогрессивных европейских технологий по реформированию существующих и созданию новых транспортных коммуникаций в Казахстане.

Используемые в Европе аграрные технологии призваны способствовать существенному развитию национального сельского хозяйства. Отдельной задачей является постепенный переход на европейские стандарты и сертификацию продукции, что, в свою очередь, откроет казахстанской сельскохозяйственной продукции выход на рынки стран Европы.

Важным направлением является развитие взаимного информационного обмена в области науки, новых технологий, инновационных разработок и организации трансферта технологий, в том числе с привлечением возможностей казахстанской и европейской сети.

5.1.2. Развитие энергетического сотрудничества

Предусмотрена дальнейшая работа по приобретению казахстанской стороной в странах Европы портов, терминалов, нефтеперерабатывающих заводов, автозаправочных станций и других инфраструктурных объектов в целях закрепления и долгосрочного присутствия Казахстана на европейском рынке.

Отдельным направлением сотрудничества со странами Европы является использование европейского опыта в дальнейшем развитии ряда основных рыночных принципов в энергетическом секторе, таких, как стратегия энергосбережения, поощрение и защита инвестиций в этой сфере, право доступа к энергетической транспортной инфраструктуре, независимость сетевых операторов от естественных монополий, отраслевое регулирование, реформа тарифной политики.

Одним из основных направлений новой энергетической стратегии ЕС является проблема глобального потепления. Учитывая, что ЕС - мировой лидер технологий в области возобновляемой энергии, а также наличие значительного потенциала данного вида энергии в Казахстане, предусмотрены обмен опытом с проведением ознакомительных и обучающих семинаров в странах ЕС, участие в международных конференциях и выставках по вопросам внедрения и развития энергосберегающих и экологически чистых технологий.

5.1.3. Развитие сотрудничества в сфере транспорта

Предусматривается дальнейшее развитие евразийских трансконтинентальных транспортных коридоров путем гармонизации национальной законодательной базы, создания условий, обеспечивающих предоставление транспортных услуг для свободного перемещения пассажиров, грузов и транспортных средств, повышения эксплуатационной и иной безопасности на всех видах транспорта.

Программа призвана способствовать закреплению инициатив, предусматривающих: продолжение переговорных процессов по стыковке национальных транспортных сетей с панъевропейскими транспортными сетями, закрепляя национальные предложения подписанием соответствующих меморандумов; участие в практических стажировках по программе внедрения европейских стандартов в сфере гражданской авиации; обмен опытом с портовыми инспекциями по вопросам обеспечения безопасности мореплавания; участие в переговорах экспертов министерств транспорта европейских стран и международных организаций по вопросам гармонизации международной системы страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств; изучение опыта повышения экологичности автотранспортных средств; полноправное участие Казахстана в обсуждении с европейскими странами широкого круга проблемных вопросов в сфере транспорта в целях практического использования имеющегося опыта в своих программных документах.

5.1.4. Развитие сотрудничества в области

технического регулирования и метрологии

Целью и миссией технического регулирования и метрологии, которые также являются средствами нетарифного регулирования, являются обеспечение высокого уровня безопасности продукции, повышение ее конкурентоспособности, исключение технических барьеров в торговле, снижение административного давления на бизнес и защита интересов граждан и экономики республики от последствий недостоверных результатов измерений.

Предусматривается развитие сотрудничества в использовании прогрессивных европейских технологий в сферах транспортных коммуникаций, агропромышленного комплекса, энергетики, охраны экологии и здравоохранения, а также в вопросах развития малого и среднего бизнеса.

Практическое внедрение новых технологий должно сопровождаться созданием соответствующей базы технического законодательства, нормативных документов по стандартизации, средств измерений, сети испытательных, измерительных лабораторий, которые должны соответствовать требованиям стран Европейского Союза.

В этой связи предусматривается: разработка и принятие технических регламентов; разработка гармонизированных стандартов, служащих в качестве доказательной базы выполнения требований технических регламентов; вступление в международные организации по стандартизации и аккредитации, в том числе в Европейский комитет по стандартизации (CEN), Международную организацию по аккредитации (IAF), Международную кооперацию по аккредитации лабораторий (ILAC); создание новых и модернизация существующих испытательных и измерительных лабораторий; принятие мер по заключению многосторонних и двусторонних соглашений по эквивалентности систем аккредитации, сертификатов и протоколов, выдаваемых аккредитованными организациями (создание «зеленого коридора» для продвижения казахстанского экспорта), в том числе в рамках интеграционных объединений; совершенствование национальной эталонной базы, достижение ее соответствия европейским аналогам; проведение межлабораторных сличений; привлечение международных экспертов для ускоренного внедрения системы менеджмента на предприятиях республики; изучение международного опыта по надзору за рынком.

5.1.5. Углубление торгово-экономического сотрудничества

Динамика товарооборота между Казахстаном и странами Европы за последние годы имеет тенденцию к увеличению, однако в структуре экспорта традиционно превалируют сырьевые товары. В этой связи необходимо концентрировать усилия на диверсификации структуры казахстанского экспорта.

В целях углубления торгово-экономических связей между Казахстаном и странами Европы предусматривается создание торгового представительства Казахстана в Европе и его отделений в ряде европейских стран.

Основными задачами представительства будут являться: проведение анализа влияния экономической политики стран Европы на реализацию экономических интересов Казахстана на рынке Европы; изучение торгового законодательства и условий внешнеторговой деятельности в странах Европы с целях информирования казахстанских предпринимателей для продвижения отечественной продукции на европейский рынок; диверсификация структуры казахстанского экспорта в европейские страны, в том числе с использованием европейской системы торговых преференций (GSP+).

Кроме того, создание условий для экспортопродвижения казахстанских товаров на внешние рынки, защита экономических интересов казахстанских товаропроизводителей на рынках стран Европы путем проведения двусторонних переговоров и участие Республики Казахстан на ежегодных международных выставках в европейских странах позволят расширить географию экспорта казахстанской продукции.

5.1.6. Сотрудничество в развитии малого и среднего бизнеса

Программа направлена на укрепление сотрудничества и дальнейшее формирование государственной политики по развитию малого и среднего бизнеса, оптимизацию государственного регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства, улучшение системы налогообложения, обеспечение свободного доступа к банковским кредитам и другим источникам финансирования, создание общей системы подготовки кадров, совершенствование и сближение казахстанского законодательства с законодательством европейских стран в вопросах регламентации деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.

Достижение целей в указанной области будет происходить путем: реализации практических мер, включая обмен опытом в сфере государственной поддержки предпринимательства, налогообложения, в том числе малого и среднего бизнеса; содействия развитию инфраструктуры предпринимательства; разработки и реализации совместных программ и проектов; организации совместных консультаций, семинаров, конференций, исследований по разработке рекомендаций и предложений по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса.

Сотрудничество с европейскими странами по обмену опытом в области развития предпринимательства позволит сформировать благоприятные условия для ведения бизнеса в Казахстане, в частности, по упрощению выхода казахстанских компаний на европейский рынок посредством гармонизации законодательств Казахстана и европейских стран, обеспечению притока инвестиций в экономику Казахстана и профессионального роста субъектов малого и среднего бизнеса.

5.1.7. Расширение сотрудничества в области качества жизни

Под качеством жизни понимается совокупность основных показателей, отражающих социальные результаты экономического развития государства, в том числе в области охраны окружающей среды, здравоохранения, образования и социальной защищенности населения.

Предусматривается углубление сотрудничества Казахстана с европейскими странами в вопросах повышения качества жизни населения и улучшения состояния окружающей среды, включая сближение национального экологического законодательства со стандартами европейских стран, разработку совместных программ в сфере решения трансграничных проблем, сохранения биоразнообразия, очистки окружающей среды от исторических загрязнений.

Предусмотрены меры по координации действий в сфере предупреждения климатических изменений, в вопросах охраны и исследования водных ресурсов с использованием потенциала Евразийского центра воды в городе Астане.

Для реализации этих целей Казахстан примет участие в деятельности специальной рабочей группы по плану действий охраны окружающей среды для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии Экологического директората Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), европейских организаций природоохранного профиля.

Важным направлением является обеспечение населения страны качественными услугами медицинской помощи, соответствующими европейским стандартам, в том числе внедрение европейских информационных технологий в медицину, повышение эффективности инфраструктуры здравоохранения и управления, улучшение качества диагностики, лечения и профилактики заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, туберкулеза, гепатита, вируса иммунного дефицита человека/синдрома приобретенного иммунного дефицита и других), заготовка крови, повышение доступности и качества лекарственных средств, внедрение стандартов здорового питания, развитие системы кадровых ресурсов и достижение конкурентоспособности научных исследований в области здравоохранения.

Для достижения этих целей необходимо проведение совместных мероприятий и проектов, направленных на укрепление здоровья граждан, а также создание современных подходов управления Национальным медицинским холдингом, организациями образования, науки, здравоохранения и университетскими клиниками, содействие в расширении многосторонних связей, изучение европейского опыта предоставления качественной медицинской помощи населению.

Предусматривается развитие сотрудничества в сфере начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования, взаимодействие в области высшего образования, обмен студентами и профессорско-преподавательским составом, в том числе в рамках программ «Erasmus Mundus» и «TEMPUS», а также на основе двусторонних договоров с организациями образования европейских стран.

Отдельными направлениями сотрудничества со странами Европы в сфере технического и профессионального образования являются: создание с учетом европейского опыта национальной квалификационной системы, внедрение системы сертификации квалификаций и образовательных программ с привлечением мировых лидеров в области сертификации, разработка образовательных программ, отвечающих международным требованиям, повышение квалификации инженерно-педагогических работников и мастеров производственного обучения, привлечение иностранных менеджеров к управлению межрегиональными центрами по подготовке и переподготовке кадров технического и обслуживающего труда, привлечение зарубежных преподавателей и специалистов для работы в учебных заведениях.

Достижение целей в указанной сфере будет происходить путем реализации практических мер и проектов, включая содействие расширению связей между казахстанскими и европейскими учебными заведениями, создания университетских систем управления качеством образования и образовательных хабов в сфере высшего образования на базе Казахстанско-Британского технического университета и Казахстанско-Немецкого университета, изучения европейского опыта профессиональной подготовки и переподготовки государственных служащих и содействия изучению европейских языков.

Для реализации сотрудничества с европейскими странами в сферах военного образования, военно-научной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предполагается формирование соответствующей нормативно-правовой базы.

Программа предусматривает сотрудничество с европейскими странами в сферах занятости, трудовой миграции населения, социальной поддержки малообеспеченных категорий граждан, инвалидов, развития социальных услуг, а также изучения опыта в части перемещения физических лиц - поставщиков услуг без коммерческого присутствия из стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО).

5.1.8. Расширение сотрудничества в гуманитарном измерении

Предусматривается развитие партнерских отношений между институтами гражданского общества Казахстана и стран Европы, что будет способствовать интеграции национальных институтов гражданского общества с международным сообществом, реализации социальных, культурных, образовательных, информационно-просветительских и других проектов в контексте национальных интересов, развитию института социального партнерства.

Отдельным направлением сотрудничества с европейскими странами является обмен опытом в области обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия, что позволит мультиплицировать позитивный опыт Казахстана в создании эффективных механизмов обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия, внести вклад в формирование веротерпимого и толерантного евразийского сообщества.

Предусматривается создание дальнейших условий для развития в Казахстане сбалансированной гендерной политики с использованием опыта европейских традиций.

5.2. Совершенствование казахстанской институционально-правовой базы с использованием позитивного европейского опыта

В последние годы в Казахстане ведется большая работа по совершенствованию национального законодательства, важным этапом которой стало внесение в мае 2007 года изменений в Конституцию страны.

В настоящее время данная работа продолжается силами заинтересованных министерств и ведомств, при этом происходит активное взаимодействие между ними на различных уровнях. Используется значительный потенциал отечественного и международного экспертного сообщества.

Главными целями проводимой работы являются совершенствование казахстанской модели политического и государственного устройства, изучение эффективных систем управления государственной службы и кадровыми ресурсами, либерализация политической жизни страны и приобщение Казахстана к лучшим общемировым традициям. В частности, это относится к совершенствованию законодательства о выборах, политических партиях, средствах массовой информации (включая вопросы диффамации), реформировании государственной службы, судебной системы и других сфер общественных взаимоотношений.

Предусматривается стажировки государственных служащих в государственных органах ведущих европейских стран, обмен опытом между органами государственного управления, органами правосудия и уголовного преследования, а также совершенствование законодательства в части расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, гражданского судопроизводства и исполнения судебных актов.

5.3. Приоритеты председательства Республики Казахстан в ОБСЕ

В свете решения о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году, принятого на Совете министров иностранных дел в Мадриде (ноябрь 2007 года), а также с учетом общепринятой практики, в рамках Программы предусматривается работа по детализации приоритетов казахстанского председательства.

В их число входят следующие вопросы: продолжение усилий по созданию условий для развития демократических институтов на пространстве ОБСЕ; развитие транзитно-транспортного потенциала государств ОБСЕ и евразийских трансконтинентальных транспортных коридоров; решение экологических проблем; укрепление мер доверия и региональной безопасности с учетом вклада Казахстана в обеспечение мира, безопасности и ядерного разоружения; развитие невоенных аспектов безопасности в деятельности ОБСЕ, в частности, в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, организованной преступностью, торговлей оружием и людьми, а также восстановление Афганистана - страны-партнера ОБСЕ.

Важной задачей также является использование потенциала и инструментария ОБСЕ в процессе построения безопасной, стабильной и процветающей Центральной Азии, повышения привлекательности региона, в том числе экономической.

6. Необходимые ресурсы и источники финансирования

Объемы расходов по мероприятиям, финансируемым за счет средств республиканского бюджета, будут определены Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете» на 2009 - 2011 годы и ежегодно уточняться при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.

7. Ожидаемые результаты от реализации Программы

Предполагается, что реализация Программы будет способствовать достижению следующих результатов:

1) выход Республики Казахстан на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими странами в политической, экономической и гуманитарной областях;

2) создание благоприятных условий для ежегодного увеличения товарооборота с европейскими странами на 10 %;

3) ежегодный обмен не менее 5 визитами на уровне глав государств и правительств Европы (в соответствии с графиком международных мероприятий);

4) подписание с ЕС Меморандума о взаимопонимании по развитию транспортных сетей в контексте стыковки казахстанских сетей с панъевропейскими транспортными сетями;

5) принятие технических регламентов и гармонизированных стандартов, соответствующих требованиям стран ЕС;

6) совершенствование национального законодательства с учетом европейских норм;

7) продвижение интересов Республики Казахстан на европейском континенте.

 
Съезд мировых и традиционных религий

Новости

Государственные символы Республики Казахстан

ОТКРОЙ ДЛЯ СЕБЯ КАЗАХСТАН С МОБИЛЬНЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ «КАЗАХСТАН - СТРАНА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ»

Erlan Idrissov: High time for Central Asia and Kazakhstan to have a voice in UN Security Council

Текущая информация по привлечению международных участников "ЭКСПО 2017" (инфографика)

О Региональной карте предпринимательства (справочная информация)

Заявление Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева от 8 июня 2016 года

ПОЛОЖЕНИЕ О III МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ «КАЗАХСТАН ГЛАЗАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ» среди авторов наиболее ярко, полно и объективно осветивших жизнь, культуру,

Erlan Idrissov: The Real Cause of the 21st Century

Объявление о премиях, грантах и Благодарности Президента в области средств массовой информации в 2016 году

Nursultan Nazarbaýew, Gazagystan Respublikasynyň Prezidenti Manifest. “Dünýä. XXI asyr”

Манифест Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Мир. XXI Век»

21 марта 2016 года Центральная избирательная комиссия обнародовала