Казахстан и ОБСЕ

ОБСЕ

Казахстан избран на пост председателя ОБСЕ на 2010 год

Сотрудничество Республики Казахстан

с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

Общие сведения

Январь 1992 г. - Казахстан стал участником Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

1995 г. - открыты Постоянное Представительство РК при ОБСЕ (Вена) и региональное Бюро ОБСЕ в ЦА (Ташкент).

1999 г. - открыт Центр ОБСЕ в Алматы.

3 апреля 2004 г. - Центр ОБСЕ в Алматы возглавил И.Викки (Норвегия).

21 июня 2007 г. - Решением Постоянного Совета ОБСЕ Центр переименован в Центр ОБСЕ в Астане.

С июня 2008 г. - Центр ОБСЕ в Астане возглавляет А.Кельчевски (Франция).

Инициатива о присоединении Казахстана к ОБСЕ исходила от западных стран, чьи представители в ходе рабочих контактов в первые годы независимости нашего государства настойчиво продвигали эту идею. Главным побудительным мотивом для Казахстана стало стремление решить наиболее актуальные проблемы безопасности и сотрудничества, с которыми страны СНГ столкнулись после развала СССР.

Вступление в Организацию было также продиктовано желанием активно участвовать в общеевропейских процессах, позволяющих вырабатывать и применять на практике принципы, заложенные в Хельсинкском заключительном акте 1975 г. и других документах ОБСЕ.

Эти цели обусловили и стратегическую задачу по достижению председательства в ОБСЕ, впервые озвученную на заседании Постоянного Совета Организации в начале февраля 2003 г.

Хроника наиболее значимых контактов

2007 год:

22-23 января - в Вене в заседании Экономического форума ОБСЕ «Основные вызовы при обеспечении экологической безопасности и устойчивого развития в рамках ОБСЕ: деградация земель, загрязнение почв, управление водными ресурсами», приняла участие делегация РК, в состав которой вошли представители Постпредства РК при ОБСЕ, МООС РК и казахстанского экологического НПО.

22-23 февраля - казахстанская парламентская делегация РК во главе с Председателем Сената К.Токаевым приняла участие в зимней сессии ПА ОБСЕ в Вене.

На заседании Постоянного комитета ПА ОБСЕ К.Токаев выступил с докладом, в котором отметил готовность РК внести свой вклад в обеспечение дальнейшего прогресса в деятельности ОБСЕ. Руководители Парламентской Ассамблеи и национальных парламентских делегаций единогласно поддержали инициативу Казахстана провести очередное, 17-е заседание ПА ОБСЕ в 2008 году РК, подчеркнув, что проведение этого форума на казахстанской земле будет способствовать развитию межпарламентского диалога и сотрудничества, а также всестороннему вовлечению государств ЦА в достижение важных целей ОБСЕ.

29-30 марта - в работе Дополнительного Совещания ОБСЕ по человеческому измерению на тему «Свобода собрания, объединения и выражения: поощрение полного и равного участия в плюралистических обществах», приняла участие делегация Республики Казахстан во главе с Уполномоченным по правам человека РК Б.Байкадамовым. В состав делегации вошли представители министерств иностранных дел, юстиции, внутренних дел, культуры и информации РК.

Глава делегации РК участвовал во встрече уполномоченных по правам человека под председательством Директора БДИПЧ/ОБСЕ К.Штрохаля и провел двустороннюю встречу с Заместителем Помощника Государственного Секретаря США по вопросам демократии, правам человека и труда Дж.Криллом.

10-11 апреля - Казахстан посетил Действующий Председатель ОБСЕ - Министр иностранных дел и сотрудничества Королевства Испания Мигель Анхель Моратинос. В рамках визита состоялись встречи с Президентом РК Н.Назарбаевым, Председателями Сената и Мажилиса Парламента РК К.Токаевым и У.Мухамеджановым, Премьер-министром К.Масимовым, Министром иностранных дел М.Тажиным и Министром обороны Д.Ахметовым. На переговорах были обсуждены вопросы сотрудничества Республики Казахстан с ОБСЕ и Испанией, заявка Казахстана на председательство в ОБСЕ, общественно-политическая ситуация в стране и регионе Центральной Азии в целом.

30 апреля - Министр иностранных дел РК М.Тажин выступил на заседании Постоянного Совета ОБСЕ в Вене. Участники Организации были проинформированы о ходе реализации масштабных преобразований в политической и социально-экономической сферах, обозначенных Главой государства в качестве ближайших приоритетов развития государства.

В ходе визита был также проведен очередной раунд переговоров с Генеральным Секретарем ОБСЕ М.П. де Бришамбо по ключевым проблемам международной и региональной безопасности, о ситуации вокруг инициативы РК возглавить Организацию.

16-18 мая - в Варшаве в работе очередного ежегодного семинара БДИПЧ/ОБСЕ «Эффективное участие и представительство в демократических обществах» приняла участие делегация РК под руководством члена ЦИК РК М.Сарсембаева а также представителей, МКИ, Национального центра по правам человека, МЮ, МИД и посольства РК в Польше.

Представители официальной делегации РК выступили в трех рабочих заседаниях по вопросам развития гражданского общества и демократических институтов, обеспечения верховенства закона, свободы слова и средств массовой информации, свободы религии, прав национальных меньшинств и обеспечения равных прав для женщин.

23 мая - в Праге в работе 15-го Экономический и экологического Форума ОБСЕ «Ключевые вызовы для обеспечения безопасности окружающей среды и устойчивого развития в ОБСЕ: деградация земель, загрязнение почв и управление водными ресурсами» приняла участие казахстанская делегация, в составе которой вошли заместитель Министра охраны окружающей среды А.Бралиев и Председатель Агентства по управлению земельными ресурсами Б.Оспанов.

В рамках работы Форума казахстанская делегация выступила с инициативой по объединению европейского и азиатского процессов устойчивого развития в единый евразийский процесс, а также по проведению в Казахстане в 2012 году 3-его Всемирного саммита по устойчивому развитию.

24-26 мая - осуществлен визит в штаб-квартиру ОБСЕ в Вене Министра юстиции РК З.Балиевой и ее выступление на заседании Постоянного Совета ОБСЕ.

22 июня - состоялся визит в штаб-квартиру БДИПЧ/ОБСЕ в Варшаве Председателя Комиссии по правам человека при Президенте РК С.Турсунова, членов ЦИК и офиса Омбудсмана.

12-14 июля - в Вене казахстанская делегация, возглавляемая Уполномоченным по правам человека Байкадамовым Б.К., приняла участие в Дополнительном совещании БДИПЧ/ОБСЕ «Защита и продвижение прав человека: обязанности и эффективные средства», в состав которой также вошли представители ВС, МЮ и МИД.

Члены казахстанской делегации приняли активное участие в мероприятиях Совещания по вопросам развития гражданского общества и демократических институтов, роли судебных органов в обеспечения верховенства закона, роли правозащитников в защите прав человека.

25-27 июля - на заседании Постоянного Совета ОБСЕ выступил Министр культуры и информации Е.Ертысбаев, в котором осветил основные аспекты преобразований в сфере информационного обеспечения и совершенствования законодательства в области СМИ. Также Е.Ертысбаев провел встречи с Генсеком ОБСЕ М.П. де Бришамбо, представителем ОБСЕ по свободе СМИ М.Харашти и руководителями ряда делегаций при ОБСЕ.

18 августа - по приглашению Правительства РК за внеочередными выборами в Мажилис Парламента РК наблюдала совместная миссия БДИПЧ/ОБСЕ, Парламентской Ассамблеи ОБСЕ (ПА ОБСЕ), и Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Миссию возглавлял Посол Любомир Копай (Словакия), она состояла из 531 человека, из них по линии БДИПЧ/ОБСЕ: 22 - «Core team», 36 - долгосрочных, 381 - краткосрочных из 45 стран-участниц ОБСЕ, от ПА ОБСЕ - 61 и от ПАСЕ - 7 наблюдателей. Наблюдатели посетили 1743 избирательных участка. В рамках наблюдения с 16 по 18 августа в Казахстане находился Директор БДИПЧ К.Штрохаль, который провел встречи в Сенате, МИД и ЦИК.

10-12 сентября - состоялся визит в Астану и Алматы послов Бельгии (Б.де Кромбрюгге), Словакии (П.Лизака) и Швеции (В.Бард Брингус) при ОБСЕ. Проведены встречи в Сенате Парламента, Администрации Президента, МИД и ЦИК РК.

19-25 сентября - состоялся визит в Вену Государственного Секретаря РК К.Саудабаева, в ходе которого он выступил на заседании Постоянного Совета ОБСЕ 20 сентября, а также провел переговоры с Председателем ПС - Постоянным представителем Испании при ОБСЕ К.С. де Боадо, Постоянным представителем Великобритании при ОБСЕ Я.К.Клиффом. Были обсуждены итоги парламентских выборов в РК 18 августа 2007 года, демократические преобразования через призму заявки РК на председательство в ОБСЕ.

24 сентября - 5 октября - в работе ежегодного Совещания ОБСЕ по обзору выполнения обязательств в области гуманитарного измерения участвовала делегация РК во главе с Председателем КПЧ при Президента С.Турсуновым, в которую также вошли представители Генеральной прокуратуры, ЦИК, МИД, МЮ, МВД, МКИ.

Мероприятие стало беспрецедентным по количеству участников из Казахстана, представляющих как официальную делегацию (15 чел.), так и неправительственный сектор (35 чел.).

В рамках работы форума была также проведена встреча с Директором БДИПЧ ОБСЕ К.Штрохалем в ходе которой, он в очередной раз подтвердил свое позитивное отношение к идее председательствования Казахстана в Организации в 2009 году, отмечая особый и беспрецедентный уровень взаимопонимания и взаимодействия, сложившийся между Казахстаном и БДИПЧ/ОБСЕ.

5-6 ноября - Астану посетил Директор БДИПЧ/ОБСЕ К.Штрохаль, который провел встречи в Администрации президента, Комиссией по правам человека, Верховном суде, ЦИК и МИД с целью презентации Итогового отчета миссии БДИПЧ по наблюдению за парламентскими выборами в РК 18 августа 2007 года, опубликованного 30 октября 2007 года, а также обсуждения путей дальнейшего взаимодействия на основе рекомендаций, изложенных в данном отчете (т.н. follow-up).

29-30 ноября - казахстанская делегация во главе с Министром иностранных дел РК М.Тажиным приняла участие в работе очередного 15-го заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Мадриде, одним из ключевых вопросов повестки дня которого, было достижение консенсуса по заявке Республики Казахстан на председательство в Организации.

В результате переговоров было достигнуто соглашение о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. При этом из текста соответствующего решения СМИД были исключены какие-либо условия, явные или скрытые механизмы отсрочки его исполнения.

Во многом, решение о председательстве является признанием реальных достижений Казахстана в построении демократического общества и либеральной рыночной экономики. Консенсус государств-участников ОБСЕ основан на признании верности внутренней и внешней политики страны, обеспечивших политическую стабильность в стране и четкость внешнеполитического курса.

Данное решение является историческим, а также беспрецедентным по целому ряду причин. Так, впервые в истории ОБСЕ, ее возглавит тюркское азиатское государство с преимущественно мусульманским населением. При этом среди председателей ОБСЕ всегда преобладали представители Западной Европы, члены или кандидаты на вступление в Евросоюз. Ни одно государство СНГ не претендовало и не могло претендовать ранее на этот высокий пост.

Решение о председательстве Казахстана подтвердило подлинное равноправие всех государств-участников Организации.

В целом, статус председателя одного из престижнейших региональных форумов выводит Казахстан на новый уровень восприятия в системе координат современного мира. В среднесрочной и долгосрочной перспективе, это будет положительно позиционировать Казахстан в рамках других международных структур, в первую очередь ООН, а также в двусторонних взаимоотношениях с США, ведущими державами Европы и Азии.

2008 год:

28-29 января - делегация РК приняла участие в Вене в 1-ой части 16-го Экономического и экологического форума ОБСЕ.

6-7 марта - состоялась в Ашхабаде 2-ая Подготовительная конференция к 16-му Экономическому и экологическому форуму ОБСЕ.

21-22 апреля - в Астане состоялось заседание круглого стола по тематике ОБСЕ. Для участия в данном мероприятии были приглашены представители Секретариата ОБСЕ, МИД стран, ранее председательствовавших в Организации, руководители европейских исследовательских и образовательных центров. В формате обмена мнениями были обсуждены практические аспекты подготовки и осуществления председательства, взаимодействия с исполнительными структурами Организации и многое другое. По итогам круглого стола были выработаны конкретные рекомендации.

16 мая - в Астане состоялись двусторонние казахстано-российские переговоры на уровне заместителей министров иностранных дел по тематике ОБСЕ. Был обсужден широкий спектр вопросов взаимодействия двух стран в рамках Организации.

1-2 июня - делегация Республики Казахстан во главе с Министром иностранных дел М.Тажиным приняла участие во встрече глав внешнеполитических ведомств пяти стран-руководителей ОБСЕ («Квинтет»), в составе нынешней «Тройки» (Испании, Финляндии, Греции), Казахстана и Литвы. Участники «Квинтета» обсудили ряд актуальных вопросов повестки дня ОБСЕ, таких как «замороженные» конфликты, содействие Афганистану, толерантность и недискриминация, борьба с терроризмом, незаконной торговлей оружием и трафиком людей, гендерные вопросы, экономико-экологическая проблематика.

29 сентября - 10 октября - в Варшаве состоялось очередное ежегодное совещание БДИПЧ/ОБСЕ по выполнению государствами-участниками Организации обязательств в сфере человеческого измерения. Во время работы форума в рамках различных пленарных сессий представители госорганов РК, включая депутатов Сената Парламента, представителей Верховного Суда, Национальной Комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике, Комиссии по правам человека, выступили с официальными докладами, а также участвовали в многочисленных дискуссиях и «круглых столах», где отстаивали и разъясняли позиции государства по различным аспектам человеческого измерения.

15-16 октября - Астану с официальным визитом посетил Личный Представитель Действующего Председателя ОБСЕ по борьбе с нетерпимостью и дискриминацией в отношении мусульман Посол О.Орхун. В рамках визита О.Орхун встретился с руководством Генеральной прокуратуры, Национального центра по правам человека, Министерства культуры и информации, Министерства иностранных дел и Министерства внутренних дел с целью подготовки отчета о положении мусульман в Казахстане.

Крупные мероприятия ОБСЕ, проведенные Казахстаном

Региональная Центрально-азиатская конференция «Борьба с торговлей людьми - региональный ответ» (Астана, 18-19 мая 2006 г.).

В мероприятии приняли участие официальные представители стран региона (кроме Туркменистана), СНГ, Западной Европы, США, эксперты международных организаций и НПО - всего 120 человек.

Итогом конференции стали практические рекомендации в области противодействия торговле людьми.

Председательство РК на III-ей Обзорной конференции по ДОВСЕ (Вена, 29 мая - 2 июня 2006 г.).

В ходе конференции государства-участники, наряду с оперативными аспектами, касающимися выполнения положений Договора от 19 ноября 1990 г. и относящихся к нему документов, рассмотрели ряд политических вопросов, среди которых следует отметить следующие: жизнеспособность действующего ДОВСЕ; перспективы ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ от 19 ноября 1999 г.; выполнение стамбульских договоренностей.

Итоговый документ Конференции не был принят из-за принципиальных разногласий между Россией и НАТО по трактовке стамбульских договоренностей.

Вместе с тем казахстанское председательство, сумевшее сохранить сбалансированный («неангажированный») подход при выполнении своих функций, было высоко оценено всеми ключевыми делегациями стран-участниц ДОВСЕ.

Совещание ОБСЕ высокого уровня «Межкультурное, межрелигиозное и межэтническое понимание» - Совещание по толерантности (Алматы, 12-13 июня 2006 г.).

В работе Совещания приняли участие руководство ОБСЕ, делегации государств-участников Организации, представители академических и религиозных кругов, иностранных и отечественных НПО.

Совещание открыл Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев, который особо подчеркнул значение толерантности и недискриминации как одного из главенствующих факторов стабильности и отметил необходимость максимального использования потенциала ОБСЕ для развития диалога религий, культур и цивилизаций.

За день до официального открытия Совещания (11 июня) прошла подготовительная встреча казахстанских и зарубежных НПО, рекомендации которых были учтены в ходе основных сессий форума.

Австрийское руководство Европейского Союза обнародовало официальное заявление, в котором, выразив благодарность Правительству Казахстана за организацию Совещания, подчеркнуло значение выбора места проведения форума - Центральной Азии, «... обладающей богатым опытом сосуществования и сотрудничества культур и традиций».

Региональный семинар «Меры доверия и региональное сотрудничество в области разминирования» (Алматы, 26-27 марта 2007 г.).

Организаторами выступили МО и МИД РК, Канада, Словения, ОБСЕ и Международный трастовый фонд (НПО, Словения). В мероприятии приняли участие более 50 человек из стран Центральной Азии, России, Монголии, Афганистана, стран Европы, Канады, международных НПО, специализирующихся на проблемах разминирования и поддержке пострадавших от мин (Международный Красный Крест, Международный Женевский центр по гуманитарному разминированию, Международная кампания по запрещению противопехотных мин и др.).

Участники заслушали доклады о проблемах, связанных с продвижением Оттавской конвенции по запрещению противопехотных мин (КЗППМ), о деятельности международных организаций по разминированию в различных странах, включая Таджикистан, Азербайджан, Армению, а также ознакомились с опытом работы национальных структур стран региона, занимающихся вопросами разминирования.

17-я ежегодная сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Астане

В период с 29 июня по 3 июля т.г. в Астане состоялась 17-ая ежегодная сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ.

В контексте председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 году, проведение ежегодной сессии ПА ОБСЕ стало важным мероприятием, которое будет способствовать дальнейшему расширению межпарламентского диалога в рамках Организации.

На торжественном открытии пленарного заседания сессии ПА ОБСЕ с приветственными словами выступили Президент РК Н.Назарбаев, Председатель Сената Парламента РК К.Токаев и Председатель Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Г.Леннмаркер.

В ходе пленарного заседания также выступили Генеральный секретарь ОБСЕ М.П. де Бришамбо, Спецпредставитель ПА ОБСЕ по гендерным вопросам Т.Тингсгард, Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств К.Воллебек.

2 июля с.г. в рамках своего визита в Казахстан на ПА ОБСЕ, также выступил Действующий Председатель ОБСЕ - Министр иностранных дел Финляндии А.Стубб.

На заключительном пленарном заседании была принята Астанинская декларация, которая включает в себя разделы, касающиеся транспарентности в рамках ОБСЕ в политических вопросах и вопросах безопасности, экономических вопросов, науки, технологии и окружающей среды, демократии, прав человека и гуманитарных вопросов, транспарентности и дальнейшей реформы ОБСЕ, расширении участия парламентариев в работе организации.

В последний день работы сессии ПА ОБСЕ состоялись выборы должностных лиц. Так, новым Председателем ПА ОБСЕ был избран представитель Португалии Ж.Соареш. Председатель Сената Парламента РК К.Токаев был избран Заместителем Председателя Ассамблеи.

В работе ежегодной сессии в Астане приняло участие более 500 делегатов, представлявших свыше 50 государств Европы, Азии и Америки, а также международные и парламентские организации.

4-5 декабря - в Хельсинки состоялось очередное 16-ое Совещание министров иностранных дел (СМИД) стран-участниц ОБСЕ, в котором приняла участие официальная делегация Республики Казахстан во главе с Министром иностранных дел М.Тажиным.

В рамках участия в СМИД Министр провел ряд встреч с Генеральным Секретарем ОБСЕ М.П. де Бришамбо, главами делегаций США, Великобритании, Грузии, Кипра, Нидерландов, Норвегии, Словакии, Швеции, а также с Председателем Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Ж.Соарешем.

Главными темами форума стали процесс реформирования Организации, современное состояние и будущее европейской безопасности, а также августовский кризис на Южном Кавказе и его последствия.

Эксклюзивное интервью Министра иностранных дел Марата Тажина на телеканале «Хабар» в программе «Жеті кун»


Ведущий:

В эксклюзивном интервью нашей программе Министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин, оценивая избрание республики на пост председателя ОБСЕ, особо подчеркнул, что это заслуга всей страны, всего народа Казахстана, который получил весомое международное признание своих достижений.

По мнению главы казахстанского форин оффиса, председательство в ОБСЕ будет способствовать дальнейшей модернизации политической системы, что совпадает с курсом Президента, направленным на реформирование общественно-политической жизни страны в сторону её дальнейшей демократизации.

Достижение председательства в ОБСЕ, как считает Марат Тажин, станет и мощным дополнительным рычагом в продвижении общенационального диалога внутри страны, инструментом для достижения наиболее востребованных для общества решений разными политическими силами.

Говоря об интеграционной роли Казахстана на посту председателя ОБСЕ, глава МИДа отметил, что Астана может взять на себя функции главного связующего звена во взаимодействии обсе с другими региональными объединениями - такими, как ШОС, СВМДА, и ЕврАзЭС и кооперировать их усилия для решения важнейших политических и экономических проблем на всем евразийском пространстве.

Кроме того, с председательством Казахстана ОБСЕ, по мнению Марата Тажина, получает прекрасный шанс повысить информированность и вовлеченность Запада в процессы, происходящие в Азии, наладить более тесные партнёрские отношения со странами этого региона и обеспечить большую прозрачность на границе с Афганистаном. открываются новые возможности в построении безопасной, стабильной и предсказуемой Центральной Азии, в чем заинтересованы не только государства региона, но и всё международное сообщество.

Более обстоятельно оценки и комментарии главы казахстанского МИДа мы представляем вам в интервью, которое Марат Тажин дал нашему корреспонденту Игорю Нидереру.

- Марат Муханбетказиевич! Встреча министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ в Мадриде оказалась очень непростой - прежде всего, в свете довольно жёсткой дискуссии о предназначении и будущем этой организации. Многие обозреватели отмечали, что некоторые дипломаты прибегали к определениям, явно выходящим за рамки дипломатического словаря. Учитывая все вышесказанное и учитывая некоторое напряжение, существующее между евроатлантическими и евразийскими участниками ОБСЕ, как бы Вы оценили итоговое решение по заявке Казахстана? Какие факторы, на Ваш взгляд, стали определяющими при вынесении решения по нашей кандидатуре?

МАРАТ ТАЖИН, министр иностранных дел РК:

- Если начать со второй части вашего вопроса, относительно того, какие факторы способствовали принятию этого решения, которое является, безусловно, абсолютным успехом Казахстана, то я выдвинул бы несколько первоочередных факторов, хотя их, на самом деле, гораздо больше.

Во-первых, это чёткая оценка со стороны международного сообщества тех 16 лет независимости, которые мы прошли, оценка экономических, политических реформ в нашей стране, оценка той стабильности, которую мы достигли, оценка нашей национальной политики, оценка всех тех параметров общественной жизни, которые всегда вызывали некие вопросы: достоин ли Казахстан, заслуживает ли он позитивной оценки или он не заслуживает. Сегодня мы можем сказать, что да, международное сообщество, причём та его часть, которая действительно является наиболее продвинутой с точки зрения развития политических систем, с точки зрения развития демократии и либерализма, однозначно сказала «да» - Казахстан достоин такой высокой оценки. И это - оценка всех наших 16-ти лет.

Во-вторых, я думаю, очень важным фактором стала международная репутация нашего Президента, имидж, который сложился как в Азии, так и в Европе, как на Востоке, так и на Западе - имидж ответственного, респектабельного политика, который действительно делает то, что обещает.

Я здесь бы хотел обратить внимание на то, что есть некоторые достаточно проблемные точки в развитии организации и наладить мост сотрудничества между разными частями этой организации может политик только такого класса, как Нурсултан Абишевич Назарбаев. И подтверждением тому является один уникальный факт - как раз в контексте первой части вашего вопроса о том, что было некоторое напряжение между евроатлантической и евроазиатской частью этой организации - страны СНГ на уровне 12-ти президентов и Европейский Союз по председательству Казахстана выступили с абсолютно идентичной положительной оценкой. Это единственный документ, по которому не было никаких противоречий между Европейским Союзом и странами СНГ. И это ещё одно свидетельство того, что определённые надежды на то, что Казахстану удастся преодолеть противоречия, существующие в организации и что это удастся персонально Президенту Казахстана (с учётом его способности договариваться даже с прямо конфликтующими сторонами), я думаю, это было очень важным фактором принятия решения.

В-третьих, мы идём на председательство в ОБСЕ не с пустыми руками. Вы знаете, в сегодняшнем мире, в том числе и на европейском континенте, и на азиатском, одна из самых серьёзных проблем, один из самых серьёзных вызовов - это межнациональные, межрелигиозные противоречия. Мы же видим, что творится даже в европейских городах. Мы видим, что творится в Азии, мы видим, что творится на территориях не столь отдалённых от нас. И многие конфликты сегодня завязаны на этничности, на религиозности, на этих факторах. Казахстан, безусловно, имеет свой собственный, уникальный опыт регулирования национальных и религиозных отношений - я не буду повторять известные всем казахстанцам форумы, которые проводились, уникальный инструмент, который мы здесь наработали, но я хотел бы упомянуть такую деталь - мы привезли на саммит в Мадрид пятьсот килограммов брошюр и в конце саммита я посмотрел - на столах осталось всего несколько десятков брошюр! Там мы описали наш опыт межэтнического и религиозного согласия, опыт политической стабилизации. Поэтому я ещё раз повторяю - мы идём в ОБСЕ не с пустыми руками, нам действительно есть, что показать, что предъявить.

А следующий фактор - это, конечно же, поддержка наших стран-партнёров. Опять-таки, уникальность ситуации в том, что впервые в истории 12 президентов - не министров, а именно 12 президентов - подписали документ, которым поддержали нашу заявку на председательство.

Следующим фактором я бы отметил зрелость наших западных партнёров, потому что, решение, которое было принято - это и успех Казахстана, и успех организации в целом. Ну и наконец, воспользовавшись случаем, не могу не поблагодарить сотрудников нашего центрального аппарата, посольств, которые очень интенсивно работали, готовили рабочие документы, вели рабочие переговоры. Мы получили поручение Президента рассматривать наше председательство в ОБСЕ как приоритетную задачу для министерства иностранных дел в 2007 году и я должен сказать, что наши дипломаты свою часть задачи блестяще выполнили.

- Президент Нурсултан Назарбаев проделал в последние несколько лет огромную работу, встречаясь с главами государств и правительств стран ОБСЕ, и представляя взгляд Казахстана по вопросам дальнейшего развития безопасности и сотрудничества в «новой Европе» (наверное, правильнее даже было бы сказать в Евразии). У Вас также было много встреч с Вашими коллегами из стран Западной и Восточной Европы - насколько изменилось в последнее время отношение европейских политиков к Казахстану и центральноазиатскому региону?

- Да, действительно в этом году Президент встречался практически со всеми лидерами европейских государств - ну, крупнейших, это точно - включая и международные мероприятия, такие, как Генеральная Ассамблея ООН. Были поездки главы государства по Европе, были рабочие контакты министерств иностранных дел. Мы должны сказать, что основная часть европейских стран и до принятия решения абсолютно позитивно относилась к Казахстану не только с точки зрения этого конкретного вопроса, но и по другим форматам. Действительно, Казахстан стал рассматриваться не как абстрактный, потенциальный контрагент или партнёр, который находится где-то в абстрактном «далеко». Казахстан - вот конкретный случай - покупает 75% акций «РомПетрол», крупнейшей румынской нефтяной компании, которая владеет и нефтеперерабатывающими заводами и сетью бензоколонок в пяти странах Западной и Южной Европы. Казахстан становится реальным участником экономической жизни Старого Света сегодня. И в этом смысле принятие стратегии «Европейский Союз в Центральной Азии», начало которому было положено, как мы говорим, «астанинский процесс» - впервые это было оговорено здесь, в Казахстане, руководители Европейского Союза встречались с Президентом. В этом году мы имеем такой совокупный, системный документ. Поэтому в ответ на Ваш вопрос я могу сказать, что отношения европейских государств носят в основном позитивный характер, и оно приобретает всё более и более позитивную динамику.

- В своём выступлении в Мадриде Вы акцентировано говорили о качественных изменениях, которые Казахстан мог бы привнести в работу ОБСЕ на посту председателя. Всё же хотел бы уточнить наши приоритеты - какие реформы представляются более важными для эволюции этой организации: политические (в том числе и обеспечение военной безопасности в Европе, стабильность на границе с Афганистаном, борьба с наркотрафиком), либо гуманитарные (религиозная и этническая толерантность, экология, диалог разных культур)?

- Вы столь подробно перечислили все три направления (или трека) деятельности ОБСЕ, словно сами много лет являетесь сотрудником этой организации!
Действительно три направления, или как сегодня говорят, три трека развития, они все очень важны. Мы подчеркнули, что гуманитарное измерение, гуманитарное направление деятельности ОБСЕ носит важнейший характер. У нас, кстати говоря, неплохо налажено сотрудничество с Бюро по демократизации и правам человека, мы имеем серьёзный план на 2008 год по взаимодействию с ними, в том числе - по казахстанской проблематике. Конечно, гуманитарное измерение, как Вы абсолютно точно отметили, включает в себя и вопросы этнического характера, национальной политики и вопросы конфессиональной политики. В этом плане мы могли бы действительно привнести некие новые элементы в деятельность ОБСЕ и предложить некий новый механизм регуляции управления этими процессами.

С учётом того обстоятельства, что у нашего Президента есть на 2008 год очень важная идея об организации крупной международной встречи на тему «Мусульманский мир - Запад», в этом контексте, я думаю, что использование нашего опыта и возможности ОБСЕ расширило бы понимание этого пространства.

Вы упомянули проблему Афганистана. Да, действительно, мы могли бы стать серьёзным помощником всему мировому сообществу в решении этой проблемы, в том числе и проблемы обустройства границ, границ Афганистана с сопредельными государствами, в том числе и вопросов, связанных с регуляцией отношений внутри самой страны в той части, в которой позволительно международным организациям, таким как ОБСЕ.

И очень важное направление, которое часто упускается из виду - это экономико-экологический тренд, потому что набор экологических проблем раньше трактовался только в контексте локальных особенностей. Но мы сегодня видим, что мы становимся участниками глобальных сдвигов и мы полагаем, что ОБСЕ могла бы внести свою роль в решение глобальных экологических проблем.

- Каким образом, на Ваш взгляд, председательство Казахстана в ОБСЕ может повлиять на экономические и политические процессы в нашем регионе - в Центральной Азии?

- Вы знаете, Ваш вопрос навёл на хорошую мысль, которую я хотел высказать в самом начале. Во-первых, успех Казахстана - это успех всей Центральной Азии, это успех всего СНГ, это первая азиатская страна, первая постсоветская страна, первая страна в тюркском мире и первая страна, большая часть которой находится в традиционном ареале исламской культуры, которая стала председателем ОБСЕ. И мы должны осознать, что это не только наш успех, это предмет гордости наших соседей, потому что мои коллеги, министры иностранных дел Центральной Азии, которые присутствовали на этом совещании, радовались не меньше, чем мы этому успеху и все открыто говорили: это наша общая победа, общий успех!

По поводу влияния нашего председательства в ОБСЕ на регион.
Во-первых, можно будет использовать существующие институты ОБСЕ - они очень многочисленны - для применения их в условиях Центральной Азии. Это огромный накопленный управленческий, культурный, институциональный опыт, который носит совершенно бесценный характер. Мы часто пытаемся оценивать ситуацию только конкретно - в тенге, в долларах, в евро и так далее. Но есть некие наработанные вещи, это - институциональная, организационная культура, причём с более чем тридцатилетним опытом регулирования самых сложных конфликтов. И я повторяю, что это единственная организация, которая сегодня является такой платформой диалога между разными частями мира. И в этом плане привнесение институционального опыта ОБСЕ очень важно.

Во-вторых, ОБСЕ является очень хорошим каналом, очень хорошим инструментом спонсирования средств, потому что есть и свой бюджет ОБСЕ, но, кроме того, ОБСЕ - это такой инструмент, через который можно работать с другими экономическими организациями, акцентировать внимание на привлечении ресурсной базы.
В-третьих, ОБСЕ - это практически инструмент, где принимаются - если принимаются! - консенсусные решения, то они, к счастью, имеют механизм имплементации, механизм реализации. Это не просто «поговорили - разошлись», а как мы знаем по опыту, когда на абсолютно консенсусной базе ОБСЕ принимает решение - это решение потом реализуется. Поэтому, я думаю, что по самым разным направлениям - ну, например, если мы будем говорить по экологическим проблемам, или миграционным проблемам - на последнем Совете министров иностранных дел, например, рассматривались вопросы по пресечению деятельности и пропаганды террористических, радикальных взглядов - нам надо здесь интегрироваться, потому что в одиночку целый ряд проблем, начиная от трафика наркотиков, радикальных экстремистских движений, торговли людьми, нелегальных миграционных процессов - все эти вещи можно решать только совокупно созданием мощных информационных баз, созданием структур, которые могли бы этим заниматься.

Должен сказать, что полевые миссии ОБСЕ в Казахстане долгое время работают и способствуют становлению гражданского общества Казахстана, от экологических до женских организаций, от молодёжных до всякого рода медийных структур, образовательных. Идёт нормальная работа и в условиях, когда Казахстан стал председателем - а я ещё хотел подчеркнуть, что на самом деле речь идёт о трёх годах, потому что председательство в ОБСЕ - это председательство «тройки» - действующий, бывший и будущий председатель. Поэтому, по сути, мы будем в руководстве ОБСЕ весь 2009, весь 2010 и весь 2011 год. На самом деле, речь идёт о трёх годах, в которые Казахстан будет полноценно и полнокровно выполнять функции одного из руководителей ОБСЕ.

- Марат Муханбетказиевич, последний вопрос. В своей речи Вы подчеркнули, что Казахстан при проведении политических реформ очень успешно сотрудничал с разными институтами ОБСЕ и либеральный вектор в политическом развитии - это наш осознанный выбор... Будет ли продолжено это сотрудничество и если «да» - то в каких сферах?

- Да, у Казахстана наработан хороший опыт сотрудничества. Сейчас Вы задали вопрос и я вспомнил - буквально вчера мы встретились с министром иностранных дел Нидерландов, и он говорил о своём хорошем друге Максе ван дер Стуле, который занимал пост верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств. Макс ван дер Стул очень много раз приезжал в Казахстан, изучал наш опыт, в том числе и опыт Ассамблеи народов, давал абсолютно превосходные сравнения, эпитеты, так же как и руководство Организации Объединённых Наций. И в этом плане - я говорю сейчас о развитии гуманитарного измерения - так вот по этому направлению мы будем активно продолжать сотрудничать.

Что касается той проблемы, по которой была некоторая дискуссия - это проблема, во-первых, по демократизации и правам человека - то мы высказали довольно чётко свою позицию, что у нас налажена нормальная схема взаимодействия с этим институтом. Мы поддерживаем его деятельность и мы достаточно чётко сказали, что мы за сохранение мандата БДИПЧ и в будущем будем так же выступать за сохранение этого мандата, то есть мы понимаем, что иногда неприятно, когда критикуют, мы сами были объектом критики, но в то же время мы рассматриваем эти рекомендации, спорим, аргументируем свои позиции, находим механизм консенсуса и двигаемся вперёд. Поэтому мы готовы продолжать сотрудничество со всеми институтами ОБСЕ, независимо от того, будут они по отношению к нам критичными или некритичными - это часть политической культуры.
Я должен сказать, что это историческая победа Казахстана, это действительно исторический успех Казахстана, он всех нас должен заставить стать немного другими, потому что все мы стали в этот день чуть-чуть старше и должны адекватно понимать, что это в интересах всех политических сил нашего общества - и правых, и левых, и центристов, и прооппозиционных, и оппозиционных, потому что, на самом деле, это гордость всей страны и позитивный стимул для развития всех политических сил, всего политического спектра нашего общества. И мы полагаем, что такое понимание - я сейчас тоже наблюдаю за оценками, такое понимание в целом присутствует в разных частях нашего, скажем так, политического спектра общества. Поэтому ещё раз хотел бы сказать, что это успех страны, это успех Президента, это успех общества, ну и это значимое достижение в истории внешней политики Казахстана.

Дата публикации: 2007-12-02

Выступление Министра иностранных дел РК М.Тажина на 15-м cовещании Министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые коллеги!

Приветствуя всех присутствующих, хотел бы выразить искреннюю благодарность испанскому Председательству и лично Министру Мигелю Анхелю Моратиносу за плодотворную работу и прекрасную организацию нынешнего совещания в Мадриде. Позвольте также поприветствовать предстоящее финское Председательство и пожелать Министру Илкка Канерва успехов в выполнении этой ответственной миссии.

Мы поставили перед собой масштабные задачи по политической модернизации. Рекомендации ОБСЕ и ее институтов в этой области учитываются при реализации программы демократических реформ.

5 ноября 2007 года Астану посетило руководство БДИПЧ, что ознаменовало начало очередного этапа «follow up mechanism». Стороны договорились провести первую крупную встречу экспертов (ЦИК и БДИПЧ) в конце этого года с тем, чтобы задать конкретные направления совместной работы на весь 2008 год. Таким образом, именно по согласованию с БДИПЧ был определен график работы над реформированием выборного законодательства Казахстана.

В контексте будущего председательства мы намерены инкорпорировать различные предложения в объединенный проект поправок в Закон о СМИ, где найдут свое отражение и рекомендации ОБСЕ. Это и станет основным содержанием работы над медийным законодательством в 2008 году. Правительство Казахстана учтет рекомендации ОБСЕ.
В РК зарегистрировано свыше 8 тысяч СМИ. Более 80% СМИ являются частными.

Правительство Казахстана всегда с вниманием относилось к решению проблемных вопросов, связанных с деятельностью СМИ. Так, были отозваны или приостановлены законопроекты по ужесточению ответственности за клевету и оскорбления в СМИ, об издательской деятельности. Совместно с Офисом Представителя ОБСЕ по свободе СМИ прорабатывается вопрос о снижении уголовной ответственности за диффамацию в СМИ.
Казахстан поддерживает и будет продвигать идею о развитии механизмов саморегулирования СМИ, которые бы сняли с повестки дня многие существующие вопросы.

В течение 2008 года будут приняты конкретные меры по либерализации процедуры регистрации СМИ. Работа в этом направлении ведется Правительством, журналистским сообществом совместно с представителями ОБСЕ.
Казахстан продолжает работу по имплементации рекомендаций БДИПЧ в выборной области и законодательства в отношении политических партий (follow up mechanism).

Планируется, что на базе рекомендаций, выработанных в процессе широкой дискуссии, Центральная избирательная комиссия РК подготовит пакет рекомендаций, которые будут рассмотрены Правительством в 2008 году; в тот же год проект закона, подготовленный на основе упомянутого пакета рекомендаций, будет направлен в Мажилис парламента.

Таким образом, с помощью БДИПЧ и других институтов ОБСЕ, мы намерены принять меры по реформированию Закона о выборах до конца 2008 года.
Казахстан также до конца 2008 года примет меры по либерализации регистрационных требований к политическим партиям.

В рамках прошедшей конституционной реформы полномочия местных представительных органов еще более расширены. По-новому определены их место и роль в общей системе государственной власти.

В контексте будущего председательства Казахстана в ОБСЕ усилия государства по совершенствованию системы местного самоуправления будут продолжены.
Казахстан имеет большой опыт создания общенациональных диалоговых площадок для рассмотрения наиболее значимых вопросов внутренней политики. На протяжении нескольких лет в стране функционировали различные комиссии, последняя из которых (Госкомиссия по демократизации под председательством Главы государства) подвела итоги таких дискуссий и выработала пакет конституционных реформ, которые были приняты Парламентом страны в этом году.

14 ноября 2007 года решением нижней палаты Парламента -Мажилиса была образована Общественная палата. Она представляет собой общественную диалоговую площадку, позволяющую всем заинтересованным сторонам презентовать свое видение проблем экономического и политического развития государства и вырабатывать механизмы их решения.

Казахстан принял меры по дальнейшей либерализации, открытости и публичности политико-властных процессов, построению эффективной модели взаимодействия между властью и гражданским обществом.

Мы считаем, что человеческое измерение является важнейшим направлением деятельности ОБСЕ. Вот почему Казахстан уделяет приоритетное внимание работе по широкому кругу вопросов в рамках данной «корзины».

Общепризнанно, что одним из наиболее значительных достижений Казахстана в гуманитарной области является обеспечение межнационального и межконфессионального согласия. Дополнительный акцент на укрепление диалога между религиями и народами является настоятельным требованием времени.

Казахстан поддержит продление мандатов трех Личных представителей Действующего председателя ОБСЕ по религиозной толерантности и свободе религий. Наш опыт в продвижении этих принципов является примером. Казахстан дважды принимал Съезд мировых и традиционных религий, собравший вместе духовных лидеров основных конфессий мира, а также Совещание ОБСЕ высокого уровня по толерантности. Наша страна является членом группы друзей «Альянса цивилизаций».

В качестве Председателя ОБСЕ мы будем выступать за соблюдение базовых принципов открытого участия НПО в деятельности Организации, в соответствии с Хельсинским документом 1992 года и Будапештским документом 1994 года. Мы выступаем за сохранение мандата Бюро по демократическим институтам и правам человека.

В целом, мы намерены внести серьезный вклад в обеспечение гуманитарной безопасности, поделиться соответствующим опытом, который может быть востребован на всем пространстве нашей Организации.

Казахстан обязуется сохранить БДИПЧ и его существующий мандат и не будет поддерживать какие-либо будущие попытки ослабить их.

В качестве потенциального председателя Казахстан обязуется быть справедливым и объективным лидером, и не будет участником каких-либо предложений, которые создают проблемы для БДИПЧ и его мандата.

Уважаемые коллеги,

ОБСЕ, созданная когда-то как инструмент разрядки, должна оставаться дееспособным механизмом имплементации международно-правовых инструментов в области поддержания военно-политической безопасности.

Являясь активным сторонником региональной безопасности, добровольно отказавшись от четвертого по мощи ядерного арсенала, Казахстан будет продолжать проводить политику поддержания стабильности в Центральной Азии и на всем пространстве ОБСЕ.

Мы поддерживаем инициативы, направленные на усиление роли нашей Организации в процессе постконфликтного урегулирования в Афганистане.

Мы разделяем мнение о необходимости принятия срочных мер по осуществлению приоритетных для Афганистана социально-экономических программ. Поддерживая в целом идею об усилении роли ОБСЕ в этой стране и считая ее полезной и своевременной, рассчитываем на принятие соответствующих решений.

Казахстан гордится своим успешным опытом продвижения экономических реформ, решения сложнейших экологических проблем бывшего Семипалатинского ядерного полигона и Аральского моря. Мы считаем, что Организации целесообразно значительно повысить активность на экономико-экологическом треке.

Г-н Председатель,

Мы уже неоднократно подчеркивали, что рассматриваем вопрос поддержки заявки на председательство Казахстана в ОБСЕ в 2009 году в качестве составного элемента повышения эффективности Организации и ее политического будущего. Декларируемое равноправие государств-участников ОБСЕ и взаимоуважение должны распространяться на все сферы ее деятельности.

Готовы вновь подтвердить, что стремление Казахстана воспользоваться правом занять пост председателя ОБСЕ мы воспринимаем как логический этап 16-летнего периода независимого политического и экономического развития нашей страны. Эта заявка является важным элементом нашего концептуального видения безопасного мира, истоки которого были отражены в выступлении Президента Нурсултана Назарбаева на Лиссабонском саммите ОБСЕ в 1996 году.

Как мы не раз подчеркивали, наше председательство в Организации призвано стать мощным катализатором процесса реформ, дополнительным подтверждением правильности выбранного пути в направлении дальнейшей либерализации и открытости. Данная инициатива способствовала поддержанию высокого темпа преобразований, готовности соответствовать самым высоким стандартам качества и организации жизни. Мы считаем, что позитивное решение по нашей заявке будет иметь мультипликативный эффект для комплексной модернизации нашей страны и региона в целом.
В условиях динамично развивающейся экономики, либеральный вектор - это наш осознанный и принципиальный выбор.

Казахстан является коллективным кандидатом от государств СНГ. Более того, наша заявка поддерживается абсолютным большинством стран-участниц ОБСЕ. Пользуясь случаем, хочу выразить нашу искреннюю благодарность и признательность всем странам, выразившим поддержку нашей кандидатуре.

Активная позиция Казахстана, его приверженность ценностям ОБСЕ подготовили нашу страну к председательству в Организации, а также продолжению позитивного сотрудничества и после исполнения этих функций. Как активный участник ОБСЕ, Казахстан осознает высокую ответственность за будущее нашей общей Организации.
Мы надеемся, что ОБСЕ сумеет адаптироваться к изменившейся реальности, сохранить свой авторитет на мировой арене и стать обновленной диалоговой площадкой, объединяющей евро-атлантическое и евразийское пространства. Казахстан готов внести свой вклад в реализацию этих задач в качестве Председателя ОБСЕ и участника Тройки.

Благодарю за внимание.

Дата публикации: 2007-11-30

Выступление Министра иностранных дел РК М.Тажина

на 16-м cовещании Министров иностранных дел

государств-участников ОБСЕ

(Хельсинки, 4 декабря 2008 г.)

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые коллеги,

Позвольте выразить благодарность финскому Председательству и лично Министру Александеру Стуббу за плодотворную работу и прекрасную организацию мероприятия в Хельсинки. Также хочу поприветствовать предстоящее греческое Председательство и пожелать Министру Доре Бакояннис успехов в выполнении этой ответственной миссии.

За последнее время существенно изменилась привычная нам картина мира. Это относится и к деятельности нашей Организации.

В этих условиях принципиально важно преодолеть дефицит взаимопонимания и обеспечить единообразие в толковании международных норм. Тем самым, мы сможем создать условия для выработки оптимальных мер доверия, необходимых для упрочения сотрудничества на пространстве ответственности ОБСЕ.

В октябре этого года Казахстан принимал Конференцию министров иностранных дел стран Запада и Мусульманского мира «Общий мир: прогресс через разнообразие». Пожалуй, впервые более 50 государств мира различной культурно-конфессиональной ориентации согласовали уникальный итоговый документ - Астанинскую декларацию, которая, по нашему мнению, является хорошей стартовой площадкой для продолжения политического диалога.

В целях выработки повестки дня и стратегии нашего председательства в ОБСЕ нами была разработана и принята Государственная программа «Путь в Европу». Мы нацелены вывести отношения с государствами Европы на уровень стратегического партнерства, активно применять европейские модели для совершенствования наших законов, привлекать передовые технологии, опыт управления и институционального развития.

В ноябре текущего года мы внесли в Парламент пакет поправок в законы о выборах, политических партиях и СМИ.

Мы рассматриваем эти шаги как важный компонент нашего председательства, ключевой задачей которого является сохранение и укрепление ОБСЕ в качестве крупнейшего регионального форума по безопасности, открытого для равноправного диалога на основе развития всех трех измерений деятельности Организации. Мы считаем, что восстановление баланса между тремя измерениями без умаления значения какого-либо из них является первоочередной задачей.

Господин Председатель,

Сегодня главной темой повестки дня является вопрос о релевантности Организации и её способности к адаптации в современных условиях. Нам важно решить, станет ли ОБСЕ реальным инструментом обеспечения принципа неделимой и всеобъемлющей безопасности, или будет исполнять роль статиста в глобальной системе безопасности.

Необходимо избавиться от обвинений Организации в селективности и применении двойных стандартов. Очевидно, что принимаемых мер по повышению ее эффективности явно недостаточно.

Важно улучшать деятельность существующего инструментария ОБСЕ, в том числе полевых миссий. Считаем, что ожидания и позиции принимающих государств должны быть определяющими во время выполнения полевыми миссиями своих задач.

Мы также полагаем необходимым наладить более тесные партнерские отношения ОБСЕ с другими региональными структурами, к примеру с ШОС и ОДКБ, в вопросах постконфликтного восстановления Афганистана.

Все вышесказанное свидетельствует в пользу созыва встречи на высшем уровне для обсуждения будущего европейской безопасности.

Хотел бы выразить поддержку выдвинутой в этой связи инициативе России о разработке документа о европейской безопасности. ОБСЕ является хорошей платформой для решения вопросов укрепления общей архитектуры безопасности на евроатлантическом пространстве.

ОБСЕ должно адаптироваться к изменившейся реальности, сохранить свой авторитет и стать обновленной диалоговой площадкой, объединяющей евроатлантическое и евразийское пространства.

Благодарю за внимание.

Дата публикации: 2008-12-04

 
Съезд мировых и традиционных религий

Новости

Государственные символы Республики Казахстан

ОТКРОЙ ДЛЯ СЕБЯ КАЗАХСТАН С МОБИЛЬНЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ «КАЗАХСТАН - СТРАНА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ»

Erlan Idrissov: High time for Central Asia and Kazakhstan to have a voice in UN Security Council

Текущая информация по привлечению международных участников "ЭКСПО 2017" (инфографика)

О Региональной карте предпринимательства (справочная информация)

Заявление Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева от 8 июня 2016 года

ПОЛОЖЕНИЕ О III МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ «КАЗАХСТАН ГЛАЗАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ» среди авторов наиболее ярко, полно и объективно осветивших жизнь, культуру,

Erlan Idrissov: The Real Cause of the 21st Century

Объявление о премиях, грантах и Благодарности Президента в области средств массовой информации в 2016 году

Nursultan Nazarbaýew, Gazagystan Respublikasynyň Prezidenti Manifest. “Dünýä. XXI asyr”

Манифест Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Мир. XXI Век»

21 марта 2016 года Центральная избирательная комиссия обнародовала