Программа 30 корпоративных лидеров Казахстана

Программа

«30 корпоративных лидеров Казахстана»

1. Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа «30 корпоративных лидеров Казахстана»

Основание для разработки Программы

Пункт 3 Указа Президента Республики Казахстан от 13 апреля 2007 года № 314 «О мерах по модернизации экономики Республики Казахстан»

Разработчик Программы

Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан

Цель Программы

Консолидация усилий бизнеса и государства в создании новых и модернизации существующих производств, обеспечивающих диверсификацию и развитие экспортного потенциала несырьевого сектора экономики страны

Задачи Программы

1. Содействие созданию в Казахстане конкурентоспособных, экспортоориентированных отраслей и производств несырьевого сектора путем формирования корпоративных лидеров регионального и мирового масштаба.

2. Формирование благоприятной бизнес-среды и инвестиционного климата.

3. Развитие конкурентоспособной индустриально-инновационной инфраструктуры, соответствующей международным стандартам и адекватной требованиям бизнеса

Сроки реализации Программы

2007 - 2030 годы

Необходимые ресурсы и источники финансирования

Программы

Для реализации Программы будут задействованы собственные средства участников Программы, отечественных и иностранных инвесторов, банков второго уровня, государственных холдингов, институтов развития, средства республиканского и местных бюджетов

Ожидаемые результаты от Программы

Формирование в Казахстане корпораций, конкурентоспособных на региональном и мировом рынках товаров и услуг;

увеличение доли несырьевого сектора в структуре ВВП;

рост объема и расширение географии несырьевого экспорта;

формирование казахстанских брендов;

развитие системы биржевой торговли, выход компаний на мировые фондовые и товарные биржи;

создание и развитие работающего механизма государственно-частного партнерства;

увеличение производительности труда в несырьевых секторах и развитие наукоемких и энергоэффективных производств;

развитие инфраструктуры в соответствии с международными требованиями;

достижение мультипликативного и синергетического эффекта на смежные отрасли

2. Введение

Программа «30 корпоративных лидеров Казахстана» (далее - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 апреля 2007 года № 314 «О мерах по модернизации экономики Республики Казахстан».

Программа устанавливает схему взаимодействия государства и бизнеса в рамках реализации перспективных инвестиционных проектов. В настоящем документе:

приведен полный перечень возможных мер государственной поддержки подготовки и реализации проектов;

установлен механизм оценки экономической эффективности проектов;

приведена схема взаимодействия всех заинтересованных сторон;

определен механизм мониторинга реализации Программы;

определен механизм государственного финансирования проектов, включенных в Программу.

Основными принципами Программы являются:

транспарентность - перечень участников Программы, мастер-планы, запросы заявителей, утвержденные меры государственной поддержки, меморандумы между государством и бизнесом, а также результаты мониторинга проектов подлежат опубликованию, за исключением соответствующих положений, имеющих конфиденциальный характер; принятие решений в рамках Программы осуществляется коллегиально при участии всех заинтересованных сторон;

партнерство - реализация Программы осуществляется на основе взаимодействия государства с частным сектором, где государство фокусируется на проведении маркетингового анализа, создании и развитии инфраструктуры, формировании благоприятного бизнес-климата;

равный доступ - участником Программы может являться как отечественная, так и иностранная компания;

организация центра прибыли в Республике Казахстан - компании, созданные для реализации инвестиционных проектов в рамках Программы, должны быть резидентами Республики Казахстан;

трансфертность (эффект распространения) - меры государственной поддержки, касающиеся совершенствования нормативной правовой базы (улучшения бизнес-среды), распространяются на всех субъектов экономической деятельности;

преемственность - меры государственной поддержки, механизмы реализации инвестиционных проектов и другие инструменты, указанные в Программе будут также применяться социально-предпринимательскими корпорациями для реализации проектов регионального и межрегионального значения;

разделение рисков - основные инвестиционные риски берет на себя частный сектор;

долгосрочность - действия Программы направлены на реализацию долгосрочных стратегических задач государства.

В настоящей Программе используются следующие термины и определения:

Государственная комиссия

Государственная комиссия по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 13 апреля 2007 года № 314 «О мерах по модернизации экономики Республики Казахстан»;

Уполномоченный орган

Государственный орган, уполномоченный Правительством Республики Казахстан представлять интересы государства в рамках решения задач, определенных в Программе;

Оператор(ы) Программы

Юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан на реализацию функций по Программе;

Экспертный совет

Группа экспертов, выполняющая функции консультативно-совещательного органа, сформированная из представителей бизнеса, бизнес-ассоциаций, институциональных инвесторов и заинтересованных государственных органов, утвержденная распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан;

Корпоративный лидер

Участник Программы, занимающий устойчивые позиции на мировом и/или региональном рынках, доля экспорта которой составляет не менее 2 % от общего объема несырьевого экспорта Республики Казахстан;

Мастер-план

План мероприятий по созданию комплекса интегрированных, взаимосвязанных и сопутствующих производств и инфраструктуры (физической и интеллектуальной), включающий предварительное технико-экономическое обоснование по каждому проекту и рекомендации по совершенствованию законодательства для успешной реализации инвестиционных проектов;

Заявитель

Юридическое лицо, заинтересованное в реализации инвестиционного проекта в рамках Программы;

Участник

Юридическое лицо, реализующее инвестиционный проект в рамках Программы.

Для обеспечения информационной поддержки Программы будет проведена следующая работа:

открытие веб-сайта поддержки реализации Программы, где будут детально разъяснены основные критерии отбора инвестиционных проектов, расчета возможного уровня государственной поддержки, механизмы подачи заявок и реализации инвестиционных проектов;

проведение конференций и семинаров с участием отечественного и иностранного бизнеса;

привлечение средств массовой информации для освещения основных положений Программы и хода ее реализации.

3. Анализ современного состояния проблемы

За период реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003 - 2015 годы государственными институтами развития была проведена определенная работа по поддержке частных инвестиционных проектов в несырьевых секторах экономики. При этом основными инструментами государственной поддержки являлись финансирование проектов и торговых операций, предоставление лизинговых услуг, страхование экспортных операций и другие.

Однако в настоящее время несырьевые сектора экономики не могут конкурировать по доходности с добывающим сектором и строительством. Кроме того, существуют ряд факторов, которые оказывают существенное негативное влияние на инвестиционную активность в обрабатывающих секторах.

Во-первых, в связи с тем, что окупаемость проектов в несырьевых секторах экономики может занимать длительное время, а для обеспечения международной конкурентоспособности продукции требуются значительные инвестиции (приобретение современного производственного оборудования, технологий, обучение кадров), существенно снижается инвестиционная привлекательность данных секторов.

Во-вторых, слабое развитие производственной инфраструктуры (железнодорожная инфраструктура, электроэнергетика и линии электропередач, услуги телекоммуникаций, водоснабжение, газоснабжение и прочая инфраструктура) и логистических центров негативно влияет на конкурентоспособность продукции.

В-третьих, существующая система государственного администрирования экспортных операций является неэффективной и снижает привлекательность инвестиций в несырьевые экспортоориентированные сектора экономики.

В-четвертых, так как большинство добывающих предприятий уже сформировали устойчивую сеть потребителей и связаны обязательствами по долгосрочным контрактам, существует определенный дефицит сырьевых ресурсов на внутреннем рынке.

В-пятых, дефицит квалифицированных кадров и наличие множества административных барьеров создают дополнительные трудности при организации производств.

Как показывает мировая практика, наибольшего успеха в завоевании внешних рынков достигают транснациональные корпорации (корпоративные лидеры), а формирование корпоративных лидеров в несырьевых секторах экономики в условиях глобализации и жесткой международной конкуренции зачастую происходит не без помощи стимулирующих мер государства.

Согласно данным журнала Форбс (Forbes) лишь 35 компаний из 100 крупнейших корпораций оперируют в ненефтяном и нефинансовом секторах. В тоже время необходимо отметить что, если 15 - 20 лет назад крупнейшие корпорации мира представляли страны Западной Европы, Соединенных Штатов Америки и Японии, то в 2006 году среди 100 крупнейших корпораций мира присутствовали компании из Южной Кореи, Китая, России и Бразилии. При этом южно-корейская компания Samsung Electronics занимает 63 место в общем рейтинге компаний и 19 место среди несырьевых и нефинансовых компаний и является крупнейшим в мире производителем электробытовых приборов.

Настоящая Программа направлена на решение вышеуказанных проблем путем разработки и внедрения новых инструментов государственного стимулирования реализации инвестиционных проектов в несырьевых экспортоориентированных секторах экономики на основе партнерства государства и бизнеса.

4. Цель и задачи Программы

Целью Программы является консолидация усилий бизнеса и государства в создании новых и модернизации существующих производств, обеспечивающих диверсификацию и развитие экспортного потенциала несырьевого сектора экономики страны.

Задачами Программы являются:

1. Содействие созданию в Казахстане конкурентоспособных, экспортоориентированных отраслей и производств несырьевого сектора путем формирования корпоративных лидеров регионального и мирового масштаба.

2. Формирование благоприятной бизнес-среды и инвестиционного климата.

3. Развитие конкурентоспособной индустриально-инновационной инфраструктуры, соответствующей международным стандартам и адекватной требованиям бизнеса.

Прямым результатом реализации Программы будет являться формирование корпоративных лидеров. Корпоративным лидером будет признана компания:

доля экспорта которой составляет не менее 2 % от общего объема несырьевого экспорта Казахстана;

имеющая узнаваемый «брэнд» на внутреннем, региональном и/или мировом рынках;

с высоким уровнем инвестиций в НИОКР;

акции, которой имеют котировки на фондовых биржах (IPO) не позднее, чем через 3 года после ввода в эксплуатацию объекта, реализованного в рамках Программы.

Косвенным эффектом от реализации Программы будет являться совершенствование институциональных механизмов государственно-частного партнерства в части отбора и управления инвестиционными проектами, определения доли и условий участия каждого инвестора в его реализации, а также ответственности за выполнение работ и распределении конечных результатов деятельности.

5. Основные направления и механизмы реализации Программы

5.1. Направления реализации Программы

Программа включает в себя два направления по реализации совместных инвестиционных проектов государства и бизнеса в несырьевых экспортоориентированных секторах экономики.

Базовыми требованиями для отбора перспективных инвестиционных проектов в рамках реализации Программы являются:

1. Участниками Программы могут быть инвесторы, заинтересованные в реализации проектов в следующих секторах:

организация производств по освоению следующих, от существующих в Казахстане, переделов;

модернизация и создание экспортоориентированных перерабатывающих производств;

развитие транспортно-логистических центров.

2. Уставный капитал создаваемой для реализации инвестиционного проекта компании не может быть ниже 20 % от общей стоимости реализуемого проекта.

В целях поддержки реализации Программы государство будет уделять большое внимание развитию объектов инфраструктуры на основе концессионных механизмов, для обеспечения возрастающих потребностей несырьевого сектора. Уполномоченным органом будет разработан механизм согласованного финансирования проектов в рамках Программы и соответствующих проектов инфраструктуры.

5.1.1. Первое направление

Первое направление предусматривает оказание государственной поддержки инвестиционным проектам, предлагаемым бизнесом к реализации. Роль государства в этом случае заключается в оценке проектов, а также определении и предоставлении конкретных мер и объемов государственной поддержки. Первое направление реализации Программы рассчитано на период 2007 - 2010 годы.

Особое внимание будет уделено построению эффективного механизма сотрудничества государства и бизнеса в рамках реализации крупномасштабных инвестиционных проектов. Одним из результатов такого взаимодействия станет приведение нормативной правовой базы Республики Казахстан в соответствие с потребностями нового этапа экономического развития.

Дополнительными требованиями для окончательного отбора перспективных инвестиционных проектов в рамках реализации первого направления являются:

наличие технико-экономического обоснования проекта;

стоимость проекта - не менее 100 млн. долл. США;

наличие от проекта мультипликативного и системообразующего эффекта;

экспортоориентированность проекта - не менее 30 % произведенной продукции будет направляться на экспорт;

использование современных технологий;

взаимосвязь со специализацией регионов;

использование местного сырья и комплектующих;

самоокупаемость проекта - положительная чистая приведенная стоимость (NPV) и эффективность других показателей. Конкретные предельные значения показателей эффективности реализации проектов в разрезе секторов экономики разрабатываются Уполномоченным органом и одобряются Государственной комиссией.

5.1.2. Второе направление

Второе направление основано на совместной работе частного сектора и государства по определению конкурентоспособных, экспортоориентированных товаров (услуг). Частный сектор совместно с государством определит и будет реализовывать проекты по созданию интегрированных, взаимосвязанных и сопутствующих производств в приоритетных несырьевых экспортоориентированных секторах экономики Казахстана, которые обеспечат прорывной сконцентрированный эффект для выхода казахстанских товаров на международные рынки. Второе направление реализации Программы рассчитано на период 2008 - 2030 годы.

Дополнительными требованиями для перспективных инвестиционных проектов в рамках реализации второго направления являются:

наличие экспортного потенциала и перспективы роста мирового рынка с учетом жизненного цикла товара (услуги);

перспективы создания интегрированных, взаимосвязанных и сопутствующих производств;

высокая добавленная стоимость;

низкая трудоемкость;

наличие страновых конкурентных преимуществ.

5.2. Механизмы реализации Программы

5.2.1. Механизм реализации первого направления

Для реализации первого направления предусмотрен следующий механизм (Приложение 1):

1. Предварительная заявка на реализацию проекта предоставляется заявителем оператору (операторам) Программы (далее - Оператор Программы). Форма заявки и перечень необходимых документов для предварительного рассмотрения проекта определяются Уполномоченным органом. К данной заявке прилагается предварительное технико-экономическое обоснование проекта, включающее в себя следующую информацию:

общая информация по проекту (наименование проекта и сфера функционирования производства, описание производимой продукции);

стоимость проекта;

характеристики производства (производственные мощности, возможные дальнейшие переделы);

предположительная структура продаж (экспорт, внутренний рынок);

запрашиваемый уровень государственной поддержки;

иные необходимые сведения.

2. Рассмотрение заявки и осуществление предварительной оценки проекта Оператором Программы. Вынесение результатов предварительной оценки проекта на рассмотрение Экспертного совета. Предоставление Оператором Программы результатов предварительной оценки проекта и рекомендаций Экспертного Совета в Уполномоченный орган.

3. Подготовка решения Правительства Республики Казахстан о содействии государственных органов и иных организаций с участием государства, в сборе необходимой информации, для разработки окончательного технико-экономического обоснования предварительно одобренного проекта, по представлению Уполномоченного органа.

4. Предоставление заявителем полной информации по проекту Оператору Программы в виде технико-экономического обоснования проекта, которое включает в себя:

календарный план реализации проекта;

финансово-экономическую модель проекта;

оценку финансово-экономических результатов реализации проекта по трем вариантам (базовый, пессимистический, оптимистический) на основе финансово-экономической модели проекта;

структуру реализации проекта, включая размер долевого участия и другие сведения;

показатели эффективности инвестиционного проекта, такие как чистая приведенная стоимость проекта (NPV), внутренняя норма доходности проекта (IRR), период окупаемости проекта (РВР), индекс прибыльности (PI), другие показатели эффективности реализации проекта;

запрашиваемый уровень государственной поддержки;

SWOT-анализ;

оценка рисков реализации проекта;

техническая экспертиза проекта;

экологическая экспертиза проекта;

правовая экспертиза проекта;

оценка внешних условий реализации проекта;

проектно-изыскательные работы, в ходе которых должны быть определены:

перечень необходимых в рамках реализации проекта производственных объектов и объектов инфраструктуры;

источники необходимого сырья;

качественные характеристики производимой продукции;

объем производства;

объем капитальных затрат на реализацию проекта;

объем эксплуатационных затрат на производство продукции.

Полный перечень необходимых документов определяется Уполномоченным органом.

В случае наличия у заявителя полного комплекта документов по проекту, включая технико-экономическое обоснование, не требуются осуществления мероприятий, предусмотренных пунктами 1-3 настоящего подраздела и заявка по такому проекту представляется в соответствие с пунктом 4 настоящего подраздела.

5. Оценка проекта осуществляется Оператором Программы.

6. Оператор Программы совместно с заявителем проекта и Уполномоченным органом анализируют параметры проекта и оценивают возможный уровень государственной поддержки. Методика расчета возможного уровня государственной поддержки разрабатывается Уполномоченным органом и одобряется Государственной комиссией. При расчете возможного уровня государственной поддержки также будет учитываться прогнозируемый объем налоговых поступлений от реализации проекта и предлагаемый заявителем объем социальных обязательств.

7. Оператор Программы выносит результаты оценки проекта, возможного уровня государственной поддержки на рассмотрение Экспертного совета для получения соответствующих рекомендаций.

8. Уполномоченный орган совместно с Оператором Программы по каждому проекту составляет «паспорт проекта», который включает в себя:

общие характеристики проекта;

показатели эффективности проекта;

расчет социально-экономического эффекта от реализации проекта (в табличной форме);

прогнозируемый объем налоговых поступлений от реализации проекта;

рекомендуемый уровень государственной поддержки;

рекомендации Экспертного совета.

9. Уполномоченный орган выносит перспективные проекты на рассмотрение Государственной комиссии с приложением «паспортов проектов».

10. Государственная комиссия рассматривает и принимает решение по включению проекта в перечень проектов к реализации и определяет окончательный уровень государственной поддержки по каждому проекту.

11. Уполномоченный орган заключает меморандум с Оператором Программы и участником проекта, где указываются:

основные характеристики проекта, включая показатели эффективности;

сроки реализации проекта;

обязательства государства и бизнеса, в том числе социальные;

ответственность сторон за неисполнение обязательств;

механизм корректировки проекта;

условия выхода из проекта;

другие положения, необходимые для успешной реализации совместного проекта.

Форма меморандума разрабатывается Уполномоченным органом и одобряется Государственной комиссией. Общий порядок осуществления корректировки проекта и определения условий выхода участника Программы из проекта одобряется Государственной комиссией.

12. Обязательства государства по реализации проекта оформляются постановлением Правительства Республики Казахстан с указанием четких механизмов и сроков предоставления государственной поддержки. В данном постановлении также принимаются решения по распространению согласованных изменений и дополнений нормативной правовой базы на всех субъектов экономической деятельности.

13. Уполномоченный орган формирует бюджетную заявку на государственную поддержку проекта по представлению Оператора Программы.

После окончания проекта и введения объекта в эксплуатацию, государство будет реализовывать на фондовых биржах свою долю участия в уставном капитале. Реализация принадлежащих государству акций возможна после достижения компанией, реализующей проект в рамках Программы, критериев корпоративного лидера или по решению Государственной комиссии.

5.2.2. Механизм реализации второго направления

В рамках реализации второго направления Программы будут разработаны конкретные инвестиционные проекты, в виде мастер-планов. Механизм реализации второго направления предусматривает следующую последовательность (Приложение 2):

1. Государством совместно с частным сектором будут определены приоритетные несырьевые экспортоориентированные сектора экономики с выделением конкретных товаров (услуг).

2. Перечень перспективных товаров (услуг), отобранных на основе дополнительных критериев, изложенных в подразделе 5.1.2. и соответствующих отраслевых стратегий, будет одобрен Государственной комиссией.

3. По каждому утвержденному товару (услуге) Уполномоченный орган совместно с Оператором Программы, Экспертным советом и международными экспертами обеспечивает разработку мастер-планов. Мастер-план будет представлен в виде плана мероприятий по реализации проектов для создания интегрированных, взаимосвязанных и сопутствующих производств и инфраструктуры, включающего:

рекомендуемое месторасположение производственного комплекса с учетом специализации регионов;

этапы и последовательность создания производств;

финансово-экономические модели проектов;

внутренняя норма доходности (IRR), чистая приведенная стоимость (NPV), период окупаемости, а также другие показатели эффективности проектов;

необходимая индустриально-инновационная инфраструктура (электроэнергия, транспортная инфраструктура, транспортно-логистические центры, лаборатории) и ее интеграция в существующие инфраструктурные сети;

возможные рынки сбыта продукции и каналы дистрибуции;

расчет потребности в трудовых ресурсах в разрезе специализаций, а также меры по обеспечению проектов квалифицированными кадрами;

возможный объем государственной поддержки;

другие факторы, необходимые при реализации инвестиционных проектов.

4. Уполномоченный орган выносит мастер-планы на рассмотрение Государственной комиссии.

5. На базе утвержденных мастер-планов Оператор Программы проводит открытые конкурсы по каждому проекту.

6. Заявитель предоставляет Оператору Программы окончательное технико-экономическое обоснование и предложения по дополнительным мерам и объемам государственной поддержки, сверх предусмотренных мастер-планом.

7. Уполномоченный орган и Оператор Программы производят оценку технико-экономического обоснования проекта и оценивают объем государственной поддержки, в том числе возможность совершенствования нормативной правовой базы. Результаты оценки проекта и рекомендуемый уровень государственной поддержки выносятся на рассмотрение Экспертного совета.

8. Уполномоченный орган совместно с Оператором Программы по каждому проекту составляет «паспорт проекта», который включает в себя основные показатели проекта и запрашиваемый уровень государственной поддержки.

9. Уполномоченный орган выносит проекты на рассмотрение Государственной комиссии с приложением «паспортов проектов».

10. Государственная комиссия одобряет проекты и окончательный уровень государственной поддержки, с учетом:

вклада частного сектора в реализацию проекта;

степени социальной ответственности бизнеса;

уровня прибыльности и других показателей эффективности проекта;

срока реализации и стоимости проекта.

11. Уполномоченный орган заключает меморандум с Оператором Программы и участником проекта, где указываются:

основные характеристики проекта, включая показатели эффективности;

сроки реализации проекта;

обязательства государства и бизнеса, в том числе социальные;

ответственность сторон за неисполнение обязательств;

механизм корректировки проекта;

условия выхода из проекта;

другие положения, необходимые для успешной реализации совместного проекта.

Форма меморандума разрабатывается Уполномоченным органом и одобряется Государственной комиссией. Общий порядок осуществления корректировки проекта и определения условий выхода участника Программы из проекта одобряется Государственной комиссией.

12. Обязательства государства по реализации проекта оформляются постановлением Правительства Республики Казахстан с указанием четких механизмов предоставления государственной поддержки. В данном постановлении также принимаются решения по распространению согласованных изменений и дополнений нормативной правовой базы на всех субъектов экономической деятельности.

13. Уполномоченный орган формирует бюджетную заявку на государственную поддержку проекта по представлению Оператора Программы.

После окончания проекта и введения объекта в эксплуатацию государство будет реализовывать на фондовых биржах свою долю участия в уставном капитале. Реализация принадлежащих государству акций возможна лишь после достижения компанией, реализующей проект в рамках Программы, критериев корпоративного лидера или по решению Государственной комиссии.

5.3. Возможные меры государственной поддержки

Возможные меры государственной поддержки:

участие государства в финансировании проекта - не более 50 % от общей стоимости проекта;

участие в уставном капитале компании, создаваемой для реализации проекта, - не более 50 % минус 1 акция, но не менее доли участия в финансировании проекта;

предоставление долгосрочных займов;

предоставление государственных гарантий и поручительств;

предоставление налоговых и таможенных преференций в рамках существующего законодательства;

обеспечение необходимой инфраструктурой и/или участие в проекте государственных инфраструктурных компаний;

содействие в осуществлении экспортных операций, в том числе политическая поддержка в рамках торговых соглашений;

предоставление прав недропользования на профильные сырьевые месторождения в объемах, необходимых для реализации проекта и дальнейшего функционирования компании, либо организация разработки необходимых месторождений и предоставление сырья для реализации проекта и дальнейшего функционирования компании;

устранение (снижение) административных барьеров, в том числе в части упрощения процедур предоставления лицензий и иных разрешений на осуществление деятельности, прохождения таможенных процедур и налогового администрирования, препятствующих реализации проекта и дальнейшему функционированию производства;

обеспечение квалифицированными трудовыми ресурсами, в том числе за счет развития объектов образования, организации курсов по подготовке и переподготовке кадров, формирования условий для привлечения высококвалифицированной иностранной рабочей силы;

развитие научно-исследовательской инфраструктуры, в том числе софинансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, необходимых для реализации проекта;

предоставление государственных заказов;

приобретение лицензий и патентов с целью их последующей передачи в пользование участнику Программы;

выделение земельных участков, необходимых для реализации проекта.

При этом совокупный уровень государственной поддержки не должен превышать общей стоимости проекта, что, в свою очередь, будет стимулировать развитие производственных комплексов, включающих в себя множество взаимосвязанных и сопутствующих производств.

5.4. Органы, принимающие непосредственное

участие в реализации Программы

Государственная комиссия

Деятельность Государственной комиссии заключается в следующем:

одобрение перечня перспективных отраслей и продуктов, мастер-планов и конкретных инвестиционных проектов;

одобрение конкретных предельных значений показателей эффективности реализации проектов в разрезе секторов экономики;

одобрение методики расчета уровня государственной поддержки по проектам;

определение окончательного уровня государственной поддержки;

рассмотрение отчетов Оператора Программы о ходе реализации проектов;

одобрение общего порядка корректировки проектов и выхода сторон из проектов;

одобрение методики мониторинга проектов;

контроль хода исполнения обязательств, взятых на себя государством и бизнесом по реализации проектов;

принятие иных решений, вытекающих из положений настоящей Программы.

Уполномоченный орган

Деятельность Уполномоченного органа заключается в следующем:

разработка конкретных предельных значений показателей эффективности реализации проектов в разрезе секторов экономики;

разработка и утверждение детальных критериев по отбору проектов;

утверждение формы заявки и перечня документов для предварительного рассмотрения проектов;

утверждение полного перечня документов, необходимых для окончательной оценки проектов;

разработка методики расчета возможного уровня государственной поддержки;

разработка механизма взаимодействия Оператора Программы и социально-предпринимательских корпораций;

разработка механизма согласованного финансирования проектов Программы и соответствующих проектов инфраструктуры;

определение общего порядка корректировки проектов и выхода сторон из проектов;

разработка типового меморандума;

согласование проектов и уровня их государственной поддержки с Экспертным советом;

составление совместно с Оператором Программы «паспортов проектов»;

участие в определении совместно с частным сектором и независимыми внешними экспертами приоритетных секторов экономики и конкретных товаров (услуг);

обеспечение разработки мастер-планов;

вынесение на рассмотрение Государственной комиссии проектов, соответствующих критериям Программы;

подписание от лица государства меморандумов между государством и бизнесом;

формирование бюджетных заявок на государственную поддержку;

разработка методики мониторинга проектов.

Оператор Программы

Важная роль по построению диалога между государством и частным бизнесом отведена Оператору Программы, который определяется Правительством Республики Казахстан. В рамках отбора и реализации проектов будет использоваться принцип «одного окна», когда частный бизнес подает заявку Оператору Программы, и в дальнейшем все действия осуществляются через Оператора Программы, что позволит сделать все процедуры максимально понятными и прозрачными. Деятельность Оператора Программы заключается в следующем:

разъяснение бизнесу основных положений Программы;

разработка детальных критериев по оценке проектов;

сбор и первичное рассмотрение заявок частного сектора;

анализ целесообразности реализации проекта, эффекта от проекта и оптимального пакета государственной поддержки;

совместно с Уполномоченным органом составление «паспортов проектов»;

представление в Уполномоченный орган запроса на формирование бюджетной заявки;

реализация инвестиционных проектов (совместно с частным сектором);

осуществление мониторинга реализации проектов и представление ежеквартальных отчетов о ходе реализации проектов на рассмотрение Уполномоченного органа и Государственной комиссии;

оперативное информирование Государственной комиссии об изменениях в проекте (стоимость проекта, сроки реализации) с указанием их причин;

формирование отчета о проблемах при реализации проектов.

Социально-предпринимательские корпорации

Для вовлечения социально-предпринимательских корпораций в процесс реализации Программы, Уполномоченным органом будет определен механизм взаимодействия Оператора Программы и социально-предпринимательских корпораций при отборе, реализации и мониторинге проектов. Кроме того, для реализации социально-предпринимательскими корпорациями проектов регионального и межрегионального значения стоимостью менее 100 млн. долл. США Правительством будет утверждена соответствующая программа.

Экспертный совет

С целью осуществления общественного контроля над целесообразностью и справедливостью распределения государственной поддержки будет сформирован Экспертный совет в качестве консультативно-совещательного органа, в состав которого войдут представители бизнеса, отраслевых ассоциаций и других заинтересованных сторон. Таким образом, все проекты, реализуемые в рамках Программы, до рассмотрения Государственной комиссией будут согласовываться с Экспертным советом.

5.5. Мониторинг хода реализации Программы

Мониторинг будет состоять из следующих этапов:

определение разрывов между планируемым и фактическим уровнем прибыли, экспортной выручки, налоговых платежей и других показателей эффективности реализации проекта;

определение разрывов в реализации календарного плана и бюджета проекта;

выявление причин этих разрывов;

принятие мер по их устранению.

Система мониторинга реализации проектов будет организована на ежеквартальной основе.

Методика мониторинга проектов будет разработана Уполномоченным органом и одобрена Государственной комиссией.

При реализации Программы необходимо учитывать возможные системные риски.

Во-первых, существует вероятность выбора и реализации неэффективных проектов, которые после прекращения государственной поддержки не смогут быть конкурентоспособными на мировом и региональных рынках.

Во-вторых, строительство дополнительной производственной, социальной и интеллектуальной инфраструктуры предполагает большой объем инвестиций, но, в случае неудачной реализации проектов, данная инфраструктура будет не окупаемой.

6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования

Для реализации Программы будут задействованы собственные средства участников Программы, отечественных и иностранных инвесторов, банков второго уровня, государственных холдингов, институтов развития, средства республиканского и местных бюджетов.

Для финансирования строительства сопутствующей инфраструктуры и доли участия государства в проектах в рамках мер государственной поддержки будут формироваться соответствующие бюджетные программы на среднесрочный период.

7. Результаты от реализации Программы

Ожидается, что в результате реализации Программы будут получены следующие результаты:

формирование в Казахстане корпораций, конкурентоспособных на региональном и мировом рынках товаров и услуг;

увеличение доли несырьевого сектора в структуре ВВП;

рост объема и расширение географии несырьевого экспорта;

формирование казахстанских брендов;

развитие системы биржевой торговли, выход компаний на мировые фондовые и товарные биржи;

создание и развитие работающего механизма государственно-частного партнерства;

увеличение производительности труда в несырьевых секторах и развитие наукоемких и энергоэффективных производств;

развитие инфраструктуры в соответствии с международными требованиями;

достижение мультипликативного и синергетического эффекта на смежные отрасли.

Размещение ценных бумаг корпоративных лидеров даст импульс развитию фондового рынка в Казахстане: увеличение активности юридических и физических лиц-участников рынка, рост объема фондового рынка. Выход корпоративных лидеров на фондовые рынки Европы, Америки и Азии привлечет дополнительный поток инвестиций в Казахстан.

8. План мероприятий по реализации Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана»

№ п/п

Мероприятия

Форма
завершения

Ответственные
исполнители

Сроки
исполнения

Предполагаемые
расходы

1

2

3

4

5

6

1.

Разработка формы заявки и перечня документов для предварительного рассмотрения проектов

Приказ МЭБП

МЭБП, АО «ФУР «љазына»

Декабрь 2007 года

Не требуются

2.

Разработка перечня документов, необходимых для окончательной оценки проектов

Приказ МЭБП

МЭБП, АО «ФУР «љазына»

Декабрь 2007 года

Не требуются

3.

Создание Экспертного совета

Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан

МЭБП, АО «ФУР «љазына»

Декабрь 2007 года

Не требуются

4.

Разработка детальных критериев по отбору проектов

Приказ МЭБП

МЭБП, АО «ФУР «љазына»

Декабрь 2007 года

Не требуются

5.

Разработка конкретных предельных значений показателей эффективности реализации проектов в разрезе секторов экономики

Решение ГК

МЭБП, МИТ, АО «ФУР «љазына»

Декабрь 2007 года

Не требуются

6.

Разработка методики расчета возможного уровня государственной поддержки по проектам

Решение ГК

МЭБП, АО «ФУР «љазына»

Декабрь 2007 года

Не требуются

7.

Разработка механизма согласованного финансирования проектов Программы и соответствующих проектов инфраструктуры

Решение ГК

МЭБП, МИТ, АО «ФУР «љазына»

Декабрь 2007 года

Не требуются

8.

Разработка типовой формы меморандума между Уполномоченным органом, Оператором Программы и участником проекта

Типовая форма меморандума

МЭБП, АО «ФУР «љазына»

Декабрь 2007 года

Не требуются

9.

Разработка общего порядка осуществления корректировки проекта и условий выхода участника Программы из проекта

Решение ГК

МЭБП, АО «ФУР «љазына»

Декабрь 2007 года

Не требуются

10.

Разработка методики мониторинга проекта

Решение ГК

МЭБП, АО «ФУР «љазына»

Декабрь 2007 года

Не требуются

11

Информация о изменениях нормативной правовой базы и рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию

Отчет в Правительство

МЭБП, МИТ, МЮ, МТК, АО «ФУР «Казына»

Ежеквартально, 2008-2015

Не требуются

12.

Разработка механизма взаимодействия Оператора Программы и социально-предпринимательских корпораций при отборе, реализации и мониторинге проектов

Приказ МЭБП

МЭБП, АО «ФУР «љазына», СПК

Февраль 2008 года

Не требуются

13.

Определение приоритетных несырьевых экспортоориентированных отраслей экономики с выделением конкретных товаров (услуг)

Решение ГК

МЭБП, АО «ФУР «љазына»

Декабрь 2008 года

Не требуются

14.

Разработка мастер-планов

Решение ГК

МЭБП, МИТ, АО «ФУР «љазына»

Декабрь 2009 года

Не требуются

Примечание:

ГК - Государственная комиссия по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан;

МЭБП - Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан;

МИТ - Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан;

МЮ - Министерство юстиции Республики Казахстан;

МТК - Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан;

АО «ФУР «љазына» - акционерное общество «Фонд устойчивого развития «љазына»;

СПК - Социально-предпринимательская корпорация.

____________________

Приложение 1

Механизм реализации первого направления Программы

Приложение 2

Механизм реализации второго направления Программы

 
ОФИЦИАЛЬНАЯ АСТАНА
Каталог: Президент
Каталог: Парламент

Новости

Государственные символы Республики Казахстан

ОТКРОЙ ДЛЯ СЕБЯ КАЗАХСТАН С МОБИЛЬНЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ «КАЗАХСТАН - СТРАНА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ»

Erlan Idrissov: High time for Central Asia and Kazakhstan to have a voice in UN Security Council

Текущая информация по привлечению международных участников "ЭКСПО 2017" (инфографика)

О Региональной карте предпринимательства (справочная информация)

Заявление Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева от 8 июня 2016 года

ПОЛОЖЕНИЕ О III МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ «КАЗАХСТАН ГЛАЗАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ» среди авторов наиболее ярко, полно и объективно осветивших жизнь, культуру,

Erlan Idrissov: The Real Cause of the 21st Century

Объявление о премиях, грантах и Благодарности Президента в области средств массовой информации в 2016 году

Nursultan Nazarbaýew, Gazagystan Respublikasynyň Prezidenti Manifest. “Dünýä. XXI asyr”

Манифест Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Мир. XXI Век»

21 марта 2016 года Центральная избирательная комиссия обнародовала