Б.М.Ауанасова, Казахстанская модель межнационального и межконфессионального согласия

Ауанасова Б. М.,

начальник отдела мониторинга

и анализа мировой религиозной ситуации МЦКР,

кандидат исторических наук

Нашу страну по праву называют «перекрестком цивилизаций». Казахстан является естественной границей между крупнейшими мировыми религиями – исламом, христианством и буддизмом. Веками на казахстанской земле вместе жили и трудились представители разных народов. Земля Казахстана издавна стала родным домом для представителей более 120 национальностей и различных вероисповеданий.

После обретения независимости перед нашей страной в числе прочих встала задача формирования общественного диалога и обеспечения межнационального и межконфессионального согласия. В условиях полиэтнического и многоконфессионального казахстанского общества, духовный мир и согласие выступают факторами консолидации народа республики в единую гражданскую общность, мобилизуют его потенциал. Более того, можно сказать, что эффективная модель межнационального и межконфессионального мира сегодня служит необходимым условием и опорой процесса ускоренной модернизации Казахстана и его вхождения в число наиболее конкурентоспособных стран мира.

Сегодня Республика Казахстан стоит на рубеже нового этапа социально-экономической модернизации и политической демократизации. Осуществляемая в стране стратегия сохранения и укрепления гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия направлена на обеспечение социальной базы развития демократии. В своем Послании народу Казахстана 6 февраля 2008 года Президент Н. А. Назарбаев подчеркнул: «Мы будем и дальше идти по пути совершенствования казахстанской модели политического и государственного устройства, сочетая общепризнанные закономерности демократического развития и традиции нашего общества».

Для Казахстана, как страны с ярко выраженным полиэтническим и поликонфессиональным составом населения, достижение и укрепление социальной стабильности, гармонизации интересов личности, отдельных социальных групп и общества тесно связаны с задачей поиска оптимальных форм взаимодействия этнических общностей, укрепления межнационального и межконфессионального согласия, повышения культуры межэтнических и межконфессиональных взаимоотношений, профилактики экстремизма и ксенофобии.

Казахстан последовательно и целенаправленно следует стратегической линии, направленной на развитие этнической самобытности при одновременном сохранении национально-культурного многообразия этносов. В основе государственной политики лежат базовые принципы дальнейшего укрепления культурной, религиозной и цивилизационной идентичности, перехода к культурной общности, а также всемирного развития диалога религий.

В Казахстане конструктивный диалог этносов и конфессий является одним из главных путей достижения стабильности и сохранения мира в стране. Сегодня мы исходим из того, что в многонациональном и многоконфессиональном обществе, каким является Казахстан, необходимо следовать принципам демократического, светского государства.

За годы независимости в Казахстане создана собственная модель сохранения и укрепления межнационального и межконфессионального согласия. Принцип толерантности в Казахстане является не только нормой политической культуры, но и одним из ключевых принципов построения демократического государства. Для многовековой культуры казахского народа гармоничное сосуществование является нормой, совершенно естественным жизненным принципом поведения людей.

Показательно, что казахстанская модель не является статичной, застывшей. Она чутко реагирует на происходящие в стране и мире изменения, совершенствуясь в соответствии с новыми веяниями. Ориентация на духовно-нравственные ценности позволяет создать социальную перспективу как основу дальнейшего развития казахстанского общества.

Сегодня базовыми принципами государственной политики являются предоставление равных прав для представителей всех национальных и конфессиональных групп, а также создание благоприятных условий для существования их культурных центров и религиозных объединений. Законодательные акты независимого Казахстана создали правовую базу, в основе которой лежит гражданская и политическая общность всех граждан, обеспечивающая равенство их прав и свобод независимо от этнической или религиозной принадлежности. На этом принципе и строится межэтническая политика государства, которая получила высокую оценку со стороны мирового сообщества, и вызвала его неподдельный интерес.

В нашей стране создан уникальный общественный институт – Ассамблея народа Казахстана, которая является одним из важнейших инструментов реализации политики, основанной на принципах равноправия и свободного развития всех граждан, независимо от их национальности и вероисповедания. Ассамблея стала уникальной площадкой для межнационального диалога. В ее деятельности заключен колоссальный позитивный опыт, который Казахстан вносит в мировую практику решения межэтнических проблем.

Ассамблея проводит множество различных мероприятий по обеспечению условий для развития культур и языков проживающих в Казахстане этносов. Ассамблея прилагает много усилий для дальнейшего раскрытия богатейшего консолидирующего духовно-нравственного потенциала казахской культуры. Она близка и понятна этническим группам, для которых, как и для казахов, проблемы нравственности и морали были всегда первостепенными, национально значимыми. Таким образом, национальная идентичность формируется в диалоге с культурами всех казахстанских этносов в рамках унитарного государства.

Под эгидой Ассамблеи работают 22 республиканских и региональных национально-культурных центра, которые объединяют 470 областных, городских и районных организаций. При этом в рамках Ассамблеи учреждены национально-культурные центры более сорока этносов Казахстана.

Особое место в эффективной реализации АНК своих задач заняли ее региональные филиалы, так называемые Малые Ассамблеи. Обширная территория Казахстана, наличие во многих его регионах районов с компактным проживанием различных этносов делали насущной необходимостью введение региональных представительств специальных структур, занимающихся разрешением этнических проблем. В этом аспекте функционирование Малых Ассамблей стало одним из путей воплощения в жизнь этой задачи.

Введение выборности депутатов Мажилиса от Ассамблеи народа Казахстана в рамках конституционной реформы 2007 года вывела этнополитику государства на качественно новый уровень. Помимо Мажилиса АНК будет представлена и в Сенате. Таким образом, казахстанский парламент станет основой более эффективного развития межэтнического согласия и диалога.

За годы независимости межнациональные отношения внутри страны стали гораздо гармоничнее. При этом Ассамблея внесла практический вклад в сохранение и укрепление дружбы между народами. Благодаря инициативам этого уникального института, Казахстан стал моделью мира и духовно-культурного возрождения народа, образцом достижения межнационального и межконфессионального согласия в поликультурном казахстанском обществе.

Ассамблея стимулирует межкультурное и межэтническое взаимодействие в рамках Стратегии развития Ассамблеи до 2011 года, Послания Президента страны народу «Новый Казахстан в новом мире», Государственной программы совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия до 2008 года. По линии Министерства культуры и информации РК реализуется госзаказ в форме целевых лотов и грантов под социальные программы национально-культурных объединений.

За годы независимости в Казахстане были созданы условия для свободной реализации этносами права изучения своих родных языков, обычаев, традиций и других культурных феноменов. Государственная поддержка оказывается развитию национальных театров, школ, СМИ, языковых программ. Так, к настоящему времени в республике действует более 100 этнических школ, 170 воскресных языковых центров. В школах национального возрождения работают 29 отделений по изучению 11 языков. Наряду с казахскими и русскоязычными СМИ в стране издаются газеты и журналы, выходят в эфир передачи на 11 языках, в том числе на украинском, польском, немецком, корейском, уйгурском, турецком, дунганском и др.

Уважая и поддерживая лучшие традиции мировых и традиционных религий, Казахстан строит современное светское государство. Религия не вторгается в политико-государственные процессы. В свою очередь, государство не вмешивается в жизнь религиозных общин, создавая либеральные условия для полноценной реализации ими своих социальных, ритуальных, просветительских и иных задач, глубокой интеграции в общественную жизнь. Придерживаясь политики невмешательства во внутреннюю жизнь конфессий, государство стимулирует развитие диалога между ними, способствуя полноценной реализации ими своих функций.

Продвижение процесса межконфессиональной гармонизации является условием для поддержания безопасности, рассматриваемой в рамках межнациональных отношений. Без продуктивного межконфессионального согласия невозможно продвижение идеологии межэтнической солидарности. Поликонфессиональность в Казахстане сопровождается утверждением принципов толерантности и взаимного уважения, которые имеют непреходящую гуманистическую ценность и практическую значимость, связанную с сохранением должного уровня безопасности государства.

Подтверждением серьезных намерений руководства страны в области укрепления межконфессионального согласия не только в Казахстане, но и во всем мире служит проведение в Астане съездов лидеров мировых и традиционных религий под председательством Президента РК Н. А. Назарбаева. На них обсуждаются вопросы свободы вероисповедания, роли религиозных лидеров в укреплении международной безопасности и объединении усилий мировых религий для мирного решения конфликтов.

Съезды лидеров мировых и традиционных религий стали логическим продолжением взвешенной межконфессиональной политики Казахстана, экстраполированной на мировой уровень. Наша страна, построившая уникальную модель межэтнического и межконфессионального согласия, сегодня старается выработать общемировую концепцию межрелигиозного и межнационального диалога, продвижения идей безопасности и добрососедства.

Казахстан стал международным центром диалога всех мировых и традиционных религий. Прошедший в сентябре 2006 года II Съезд лидеров мировых и традиционных религий, в работе которого приняли участие 43 делегации более чем из 20 стран мира, был по праву признан его участниками серьезным шагом на пути к непреходящим ценностям – к взаимному пониманию, мирной жизни, достойному существованию, гармонии интересов.

Сама идея проведения съезда и строительство Дворца мира и согласия в столице Казахстана стали подтверждением стремления республики проводить конструктивный диалог с целью поиска совместного ответа мировых религий на новые, нестандартные угрозы и вызовы современности.

Общим знаменателем проводимой политики государства в области укрепления межнационального и межконфессионального согласия является тот факт, что межнациональный и межконфессиональный диалог стал мощным фактором модернизации экономики, политики и общества.

В Казахстане накоплен богатый, исторически бесценный опыт мирного сосуществования разных культур и цивилизаций, который способствует формированию сходных ценностных ориентаций у большинства населения страны, созданию толерантной атмосферы межэтнического и межконфессионального согласия и взаимоуважения. Именно поэтому Глава нашего государства всегда подчеркивает, что этнокультурное и конфессиональное многообразие Казахстана – это огромное богатство, общее достояние всего нашего общества, дающее казахстанцам возможность обмена с другими народами ценными культурными достижениями. Последовательная политика Казахстана, направленная на обеспечение мира, стабильности, межнационального и межконфессионального согласия в стране, находит широкую поддержку и одобрение у мировой общественности.

С одной стороны, мир находится под впечатлением от темпов экономического роста и социально-политического развития нашего государства, с другой – Казахстан выступает в качестве универсального «моста» между Востоком и Западом. Многие международные организации, прежде всего ООН, всячески поддерживают усилия Казахстана, направленные на укрепление межрелигиозного диалога, который не может не сказаться на взаимоотношениях стран в целом. Выдающиеся деятели ислама, христианства, буддизма, иудаизма, индуизма признали Астану площадкой, на которой можно вести диалог всем религиям мира. Это самое яркое выражение того, что национальная и конфессиональная политика в Казахстане позволила выработать уникальные, своеобразные рецепты, которые были бы интересны всему международному сообществу.

 
Каталог: КАЗАХСТАН

Новости

Государственные символы Республики Казахстан

ОТКРОЙ ДЛЯ СЕБЯ КАЗАХСТАН С МОБИЛЬНЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ «КАЗАХСТАН - СТРАНА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ»

Erlan Idrissov: High time for Central Asia and Kazakhstan to have a voice in UN Security Council

Текущая информация по привлечению международных участников "ЭКСПО 2017" (инфографика)

О Региональной карте предпринимательства (справочная информация)

Заявление Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева от 8 июня 2016 года

ПОЛОЖЕНИЕ О III МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ «КАЗАХСТАН ГЛАЗАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ» среди авторов наиболее ярко, полно и объективно осветивших жизнь, культуру,

Erlan Idrissov: The Real Cause of the 21st Century

Объявление о премиях, грантах и Благодарности Президента в области средств массовой информации в 2016 году

Nursultan Nazarbaýew, Gazagystan Respublikasynyň Prezidenti Manifest. “Dünýä. XXI asyr”

Манифест Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Мир. XXI Век»

21 марта 2016 года Центральная избирательная комиссия обнародовала