|
|
||||||
|
|||||||
А.П.Абуов, Межконфессиональный диалог как основа социального согласияАбуов А.П. директор Международного центра культур и религий МЮ РК, профессор, д. филос. н.
Диалог культур был и остается главным в развитии человечества. На протяжении веков и тысячелетий происходило взаимообогащение культур, из которых складывалась уникальная мозаика человеческой цивилизации. Развитие народа связано не столько с экономическим ростом, с которым еще недавно было принято отождествлять процесс модернизации, сколько с совокупностью культурных национальных ценностей, детерминирующих и мотивирующих модели решения социально-исторических и культурных задач. Все большее внимание уделяется внеэкономическим факторам развития общества – культурным, социальным, геополитическим, религиозным. Неудивительно поэтому, что наиболее дальновидные религиозные деятели настоятельно подымают вопрос о необходимости организации постоянного диалога между различными религиями (конфессиями), как на региональном, так и на международном уровнях. Они с полным основанием рассматривают такой диалог не только как способ обмена информацией, но и как средство формирования цивилизованных межконфессиональных взаимоотношений, которые открывают путь для успешного сотрудничества по проблемам, волнующим общество. Разносторонняя польза от постоянного диалога между религиями может быть огромной. Во-первых, такой диалог может способствовать устранению (или хотя бы сглаживанию) межрелигиозных противоречий, ввести идеологическое соревнование между религиями и конфессиями в цивилизованные рамки, что весьма положительно скажется на этнонациональных отношениях и социально-политической стабильности. Во-вторых, межрелигиозный диалог поможет объединению усилий людей различных вероисповеданий и национальностей на борьбу против глобальных угроз, несущих беды человечеству. В-третьих, межрелигиозный диалог, поможет обществу осознать тот факт, что реальные причины, лежащие в основе религиозно-политического экстремизма и международного терроризма бесперспективно искать в том или ином религиозном учении. Тем самым будет облегчен поиск подлинных причин таких явлений, а, следовательно, средств и методов эффективной борьбы с ними. В-четвертых, межрелигиозный диалог, дает мощные стимулы для налаживания необходимой воспитательной работы, направленной на предупреждение подобных преступных деяний в будущем. Несколько слов о принципах межрелигиозного диалога. Принципы межрелигиозного диалога – это минимум исходных положений, принимаемых его участниками, не придерживаясь которых невозможно приступать к самому диалогу. Первейшим из них является принцип толерантности. В данном контексте толерантность есть терпимое отношение последователей одной религиозно-конфессиональной общности к последователям других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый придерживается своих религиозных убеждений и признает такое же право за другими. За долгие века противостояния религий и конфессий сформировалась конфронтационная психология, в плену которой продолжают находиться многие люди. Сила стереотипов конфликтного мышления столь велика, что для ее преодоления нужна большая и упорная работа. Терпимость во взаимоотношениях между представителями различных религиозных общностей является необходимым условием организации плодотворного диалога между религиями. Исключительное значение для организации межрелигиозного диалога имеет принцип равноправия его участников. Добровольно договариваются лишь равные. Любая попытка поставить одного из участников диалога в привилегированное положение является препятствием для нормального течения диалога. Более того, попытка определить ту или иную конфессиональную общность богоизбранной (даже ссылаясь на священные тексты) может привести к срыву диалога. Еще одним важным принципом межрелигиозного диалога является открытость его участников. Открытость – это нескрываемое от других искреннее выражение своей позиций, сочетающееся со стремлением слушать и слышать других, непредвзято воспринимая и оценивая их точку зрения. Открытость вовсе не тождественна требованию отказа участников диалога от своих убеждений или уступки чужим убеждениям. Ее ценность в том, что она помогает субъектам диалога лучше уяснить взгляды друг друга, благоприятствует сопоставлению различных мнений, выявлению общих интересов и выработке согласованных мер по их реализации. Конструктивный подход, нацеленность на позитивные результаты является еще одним необходимым принципом межрелигиозного диалога. Религиозный плюрализм, идейная конкуренция конфессий предполагает несовпадение позиций участников диалога. Настроенные на конструктивность субъекты диалога приходят при обсуждении общих проблем к принятию взаимно приемлемых решений на компромиссной основе. Разногласия устраняются путем согласований. Компромисс возможен и необходим в вопросах, касающихся земного бытия, социально-политических установок и культурного разнообразия. Что касается различного подхода к вероучительным проблемам, разного понимания проблем спасения, то в этих вопросах рассчитывать на компромисс в обозримом будущем не приходится. И здесь мы переходим к очередному принципу межрелигиозного диалога. Его можно сформулировать так: отказ от критического рассмотрения вероучительных вопросов. Начало полемики о преимуществах или недостатках того или иного религиозного учения означает конец диалога. Любой диалог должен быть организован. Дело это не простое. Оно особенно сложно, когда речь идет о межрелигиозном диалоге. Наличие специальных координирующих органов и выработанных процедур усиливает надежду на регулярность диалога и его результативность. Таковым, в частности, является Международный центр культур и религий МЮ РК. Он был создан по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева. Основной целью создания Международного центра культур и религий является исследование мирового опыта развития и взаимодействия культур, религий, особенностей государственной политики Республики Казахстан по укреплению межконфессионального согласия и единства народа Казахстана. В Центре налажены контакты между учеными стран ближнего и дальнего зарубежья и идет развитие международного сотрудничества в целях предотвращения угроз религиозного экстремизма и терроризма. Деятельность Центра в этом направлении способствует продвижению на новый уровень роли Казахстана как одного из международных центров межкультурного и межконфессионального диалога. В основе работы Международного Центра культур и религий лежат базовые принципы дальнейшего укрепления культурной, религиозной и цивилизационной идентичности, а также всемерного развития диалога религий. Эффективным стимулом для активизации межрелигиозного диалога явился Международный съезд мировых и традиционных религий, который будет уже традиционно проходить третий раз в июле этого года в Астане. Этот форум стал подлинным инициатором и координатором межрелигиозного диалога на самых различных уровнях, что способствует существенному увеличению вклада религий в дело укрепления мира, международной безопасности и дружбы между народами. Важную роль в организации межконфессионального сотрудничества играет и такая общественная организация, как Международная Ассоциация религиозной свободы (МАРС) и ее Евразийское отделение. Серьезным фактором расширения межконфессионального диалога, могли бы стать секции или комитеты межрелигиозного сотрудничества при Ассамблее народов Казахстана, если бы они были созданы. В Казахстане принцип толерантности используется как механизм межэтнического и межконфессионального сотрудничества, основа социального согласия. К факторам казахстанской толерантности обществоведы относят: - веру людей в будущее страны, идеологические основы которого заложены в Институциональному обеспечению данной национальной политики посвящена деятельность Ассамблеи народов Казахстана, национально-культурных центров. Национальное согласие было определено главным приоритетом внутриполитических реформ и национальной политики азахстанского государства со дня его образования. Национальная политика газахстана — миротворческая и созидательная, нацеленная на взаимопонимание людей разных национальностей и достижение межэтнического согласия. Государство поддерживает деятельность региональных национально-культурных центров, республиканских и региональных национальных газет, радио и телепрограмм, национальных театров. Резкое усложнение жизненных процессов во всем мире, вызванное экономическим кризисом, ростом преступности, действиями террористов, природными и технологическими катаклизмами и другими факторами, налагает еще большую ответственность на государство. Только оно способно через свои специализированные структуры отслеживать, анализировать и прогнозировать возникающие внешние и внутренние угрозы. Только государство в состоянии осуществлять сложные программы предупреждения и ликвидации опасностей различного характера – природного, техногенного, экономического, военно-политического и т.п. Только государство может выступить гарантом безопасности и сохранения этноса, защитить его коренные интересы в сложных условиях глобализации, обеспечить его будущее. Глобализация бросает вызовы этносам, культурам, цивилизациям. Чтобы в этих условиях не только выжить, но и успешно развиваться, этнос должен вписаться в программу непрерывного обновления и решать задачи национальной модернизации в русле стратегии и тактики устойчивого развития. Только оно может достойно противостоять вызовам и угрозам новой эпохи. Бытует мнение, что человеческое сообщество будто бы выработало общий для всех народов и государств путь к благосостоянию. Это так и в то же время не так. Да, человеческое сообщество определилось с общими контурами собственного развития как целостного образования. Нет, потому что это не исключает многообразия форм, моделей, вариантов развития в границах этой целостности. И их выбор – это незыблемое право каждого народа, который он должен сделать самостоятельно и пройти его, не утрачивая своей целостности и самобытности. Казахстан постепенно обретает путь собственного развития. И не просто обретает, а формирует у себя способность следовать ему, сохраняя свою идентичность и целостность. Любая модель межкультурного согласия имеет свою специфику и предназначение. Наша модель строится на принципах дружбы, согласия, толерантности и совместного достижения стратегических целей. Задает правила в этой конструкции правовая база, создающая условия и определяющая нормы и правила поведения граждан. При этом государство отказывается от любых идеологических форм давления на культуросозидательные процессы. Не политизация имеющихся проблем в межнациональной сфере, а конкретная целенаправленная работа по развитию этнокультур, языков и национальных традиций, соединение в этом деле усилий государства и общества, обеспечивает полноправное развитие всех этносов Казахстана. Именно культурной составляющей определяется качество казахстанской модели межэтнического согласия. В ней казахская культура, приоритетная роль которой предопределена исторической задачей ее полномасштабного возрождения и в первую очередь, возрождения и полномасштабного функционирования государственного языка, является стержнем, интегрирующим звеном. Основополагающая идея национальной политики – формирование казахстанской нации как единой этнополитической общности на основе межэтнической интеграции (духовно-культурного единения) – обеспечивает единство народов и культур Казахстана.
1. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. –М.: АО « Камi”. 1995. -245 c. 2. Курганская В.Д., Дунаев В.Ю. Этнополитические процессы в современном Казахстане. – С.29. 3. Аршабеков Н. философия социальных изменений. – Караганда, 2006.-С.300
|
|
||||||
Embassy of Kazakhstan - 2016
|