Внешняя политика

Внешнюю политику Республики Казахстан традиционно отличают активность, сбалансированность, прагматизм, конструктивный диалог и многостороннее сотрудничество. Исторические, геополитические и экономические факторы во многом обусловили тот факт, что наша страна проводит взвешенную многовекторную внешнюю политику, основанную на принципах международного сотрудничества, добрососедства и уважения территориальной целостности других государств.

Об открытости Казахстана внешнему миру и его решимости развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество с другими странами мира свидетельствует то количество государств, с которыми наша страна установила дипломатические отношения. Обретя независимость в 1991 году, Казахстан на сегодняшний день установил дипотношения со 120 государствами мира.

Регион Центральной Азии и Казахстан в частности приобретают все большее значение в современной мировой политике, что обусловлено многими причинами. Этот становящийся все более очевидным факт способствует неуклонному росту международного внимания к внешнеполитическим приоритетам республики со стороны заинтересованных государств и крупных транснациональных компаний. Данный интерес вполне обоснован, принимая во внимание территориальные размеры Казахстана, являющегося географически самым большим и экономически наиболее динамично развивающимся государством в Центральной Азии. К этому нужно еще добавить тот огромный потенциал для дальнейшего развития, которым обладает наша страна.

Нынешние приоритеты казахстанской внешней политики определяются необходимостью развития равноправных отношений с Россией, Китаем, США, ЕС, соседями по Центрально-Азиатскому региону, исламским миром. В 2006-2007 годы отношения с этими странами и регионами мира значительно продвинулись вперед. Об этом свидетельствуют результаты визитов казахстанского руководства в Вашингтон, Москву, Брюссель, Лондон, Пекин, Каир, Тегеран, Ташкент, Бишкек и другие столицы государств мира. Конечным итогом этих визитов стал выход стратегического партнерства Казахстана с ведущими мировыми и региональными державами, а также с соседями по Содружеству Независимых Государств на новый качественный уровень. Об этом можно судить по подписанным во время визитов соглашениям, направленных на обеспечение интересов Казахстана и углубление сотрудничества с нашими партнерами.

В настоящее время все более динамичный характер приобретает сотрудничество Казахстана с другими странами Центральной Азии. С народами этих стран нашу республику связывают исторически сложившиеся многовековые родственные, культурные, политические и экономические узы. Сегодня Казахстан является не только географически самым крупным государством региона, но и общепризнанным региональным лидером в сфере экономического развития. В то же время дальнейшие успехи нашей страны во многом зависят от того, насколько тесным будет сотрудничество между всеми странами региона. И потому именно Казахстан выдвинул идею образования Центрально-Азиатского Союза. В это объединение помимо Казахстана вошли бы остальные государства региона - Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Период 2006-2007 годов был отмечен визитами президентов стран Центральной Азии в Казахстан, а также визитами руководства нашей республики в эти страны. Подписанные в ходе этих визитов двусторонние соглашения дали большой толчок практической реализации идеи Центрально-Азиатского Союза, а также значительно укрепили отношения Казахстана с соседями по региону.

Одним из наиболее приоритетных направлений казахстанской внешней политики является Россия. С Россией нашу страну связывает очень многое, и об этом можно говорить бесконечно. Отметить хотя бы тот факт, что наши государства связывает уникальная по своей протяженности государственная граница, длина которой составляет 7 591 км. Укрепление дружественных связей развивается в тесном сотрудничестве народов Казахстана и России, а также лидеров государств. На межгосударственном уровне динамично развиваются двусторонние отношения в топливно-энергетическом комплексе, сфере транспорта и коммуникаций, военно-технической отрасли и оборонной промышленности. Весь спектр казахстанско-российского сотрудничества регулируется большим количеством двусторонних документов и соглашений. Помимо сотрудничества в двустороннем формате наши страны активно взаимодействуют в рамках многосторонних региональных организаций военно-политического и экономического характера. Речь, прежде всего, идет о Содружестве Независимых Государств, Евразийском Экономическом Сообществе, Шанхайской Организации Сотрудничества и Организации Договора о Коллективной Безопасности. В 2007 году Казахстан и Россия отметили 15-летие установления дипломатических отношений между двумя странами.

Серьезное внимание во внешнеполитической стратегии Казахстана уделяется интеграционным процессам на постсоветском пространстве. Наша страна последовательно выступает за сохранение и развитие Содружества Независимых Государств, которое объединяет значительное большинство государств бывшего СССР. С мая 2006 г. до октября 2007 года Казахстан занимал пост председателя СНГ и за это время придал новый импульс развитию интеграционных процессов в Содружестве. В частности была разработана и вынесена на обсуждение других государств-членов СНГ Концепция по реформированию СНГ, цель которой - общее повышение эффективности этой организации. На последнем саммите СНГ, который прошел в октябре 2007 года в Душанбе, данная концепция была принята его участниками. Другим заметным вкладом Казахстана в повышение уровня эффективности СНГ стало предложение, озвученное казахстанским президентом на неформальном саммите глав-государств Содружества в Санкт-Петербурге в июне 2007 года. Тогда Глава Казахстана предложил, чтобы впредь лидеры Содружества рассматривали по одному вопросу в год. Первой такой темой по предложению Казахстана стала актуальная для всех государств СНГ тема миграции. Следующей темой для рассмотрения в 2008 году Казахстан на правах председателя СНГ предложил рассмотреть вопросы транспорта и коммуникаций.

В силу своего экономического веса на постсоветском пространстве Казахстан также является одним из ведущих государств Евразийского Экономического Сообщества, членами которого помимо нашей страны являются еще пять государств СНГ. Этими странами являются Россия, Узбекистан, Кыргызстан, Беларусь и Таджикистан. Именно экономический потенциал нашей страны наряду с ее активностью в этой организации являются одними из основных факторов в обеспечении высоких темпов развития ЕврАзЭС.

Не менее динамично развиваются на двусторонней и многосторонней основе отношения Казахстана и с другим соседом - Китайской Народной Республикой. Из года в год растут объемы товарооборота между двумя государствами, реализовываются крупные проекты в сфере экономики, культурно-гуманитарного сотрудничества.

Также активно развиваются отношения Казахстана с США. Крупным событием для дальнейшего развития и углубления казахстанско-американских отношений стал визит Президента Казахстана Н.А.Назарбаева в США в 2006 году. B ходе визита были обсуждены вопросы безопасности, борьбы с терроризмом, углубления сотрудничества в энергетической сфере и участия американских компаний в развитии высокотехнологичных и инновационных производств в Казахстане.

Интенсивно развиваются отношения Казахстана и с исламским миром. В 2006-2007 годы эти отношения отличались большим динамизмом и плодотворностью. В 2007 году Президент РК Н.А.Назарбаев нанес визиты в Египет, Иорданию, Катар, Сирию, ОАЭ. В свою очередь Казахстан за эти годы посетили с официальными визитами Президент Арабской Республики Египет Хосни Мубарак и король Иордании Абдалла II. Все это с полным правом позволяет говорить о том, что уровень отношений Казахстана с исламским и арабским миром поднялся на новую высоту. Например, большим событием стал визит президента нашей страны в Сирийскую Арабскую Республику в ноябре 2007 года. Это был первый визит Главы Казахстана в Сирию, которая является влиятельным государством арабского и мусульманского мира. К тому же на территории Сирии захоронены выдающиеся личности мировой истории, имеющие самое прямое отношение к историческому наследию Казахстана и Сирии. Это, прежде всего, похороненные в Дамаске великий ученый и мыслитель Абу Наср Аль-Фараби, а также знаменитый правитель и полководец султан Бейбарс, которые являются выходцами из казахских степей. Не случайно потому и то, что Казахстан, бережно относящийся к своему историческому и культурному прошлому, взял на себя финансирование строительства в Дамаске мавзолея Аль-Фараби и реставрацию мавзолея султана Бейбарса.

Сегодня Казахстан выдвигает чрезвычайно актуальную в мировом масштабе идею о развитии диалога между исламским миром и ведущими государствами Запада в формате встречи «Запад - Мусульманский мир». Основанием для выдвижения столь амбициозной идеи служит позитивный международный опыт нашей страны по развитию межрелигиозного диалога между ведущими религиями мира. Примером тому могут служить два форума лидеров мировых и традиционных религий, которые с успехом прошли в Казахстане в 2003 и 2006 годах и получили высокую оценку на международном уровне. Следующий форум также пройдет в Казахстане в 2009 году и Президент Казахстана Н.А.Назарбаев, выступая на последней 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, предложил, чтобы предстоящий форум прошел уже под ее эгидой.

Набирает обороты развитие отношений между Казахстаном и Европейским Союзом (ЕС), в лице его ведущих государств-членов. Конкретным свидетельством тому является сотрудничество Казахстана и ЕС в рамках диалога «Тройка ЕС - Центральная Азия». Последняя встреча «Тройка ЕС - Центральная Азия», в ходе которой обсуждалась стратегия Европейского Союза в Центральной Азии на 2007-2013 годы, прошла в столице Казахстана Астане весной 2007 года. Встреча в Астане явилась залогом принятия в Берлине 30 июня 2007 года Стратегии Евросоюза в Центральной Азии.

Значительные политические и экономические успехи нашей страны наряду с ростом ее роли в обеспечении мировой энергетической безопасности получили широкое международное признание. Свидетельством этого стало участие Президента РК Н.А.Назарбаева как Главы страны-председателя СНГ в саммите G-8, который прошел в 2006 году в Санкт-Петербурге. В рамках саммита казахстанский президент провел встречи с лидерами мировых держав, с которыми обсудил широкий спектр вопросов двустороннего и многостороннего сотрудничества.

Позитивный образ и международный авторитет Казахстана во многом обусловлен взвешенными и дальновидными решениями руководства нашей страны во внешней политике. Это, в частности, касается вопросов нераспространения ядерного оружия, по противодействию религиозному экстремизму и развитию толерантного отношения между мировыми религиями и др. Глубокое понимание руководством Казахстана тенденций мировой политики позволяет республике выходить с собственными инициативами, затрагивающих наиболее актуальные проблемы современного мира. В данном случае налицо характерная черта казахстанской внешней политики, которая стремится к максимальной гармонизации национальных интересов Казахстана с интересами международной безопасности.

Одним из ярких примеров проявления данной черты стало выдвижение Казахстаном своей кандидатуры на председательство в Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Кандидатура нашей страны на пост председателя была поддержана очень многими государствами, которые по достоинству оценили успехи и вклад Казахстана в укрепление международной безопасности. Именно стремление сделать ОБСЕ сильной и эффективной перед лицом растущего количества вызовов и угроз на всем ее пространстве побудило Казахстан предложить свою кандидатуру на председательство в Организации. Помимо этого, председательство Казахстана в ОБСЕ предоставляет возможность широкого интегрирования Казахстана в систему региональной безопасности в Европе и развития дальнейшего равноправного диалога по актуальным общеевропейским проблемам с ключевыми странами-участницами Организации.

Крупным достижением казахстанской дипломатии является практическая реализация идеи Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Сама идея была озвучена казахстанским президентом в далеком октябре 1992 года. Казахстан уже дважды принимал у себя в 2002 и 2006 году саммиты глав государств СВМДА, которые вызвали широкий международный резонанс и получили высокую оценку. На ІІ саммите СВМДА, проходившем в Алматы 17 июня 2006 года, были подписаны декларация, в которой отражено консолидированное видение участниками форума ключевых проблем безопасности и сотрудничества в Азии, а также соглашение о секретариате данной организации. В настоящее время членами СВМДА являются 18 азиатских государств, еще 6 государств и 3 международные организации имеют статус наблюдателя. Работа данного форума, направленная па укрепление стабильности и безопасности в Азии, стала площадкой для мирного диалога и разрешения сложных геополитических противоречий на Азиатском континенте.

Знаменательным для Казахстана и всей Центральной Азии стало проведение в 2007 году в Казахстане 63-й сессии Экономической и Социальной Комиссии для стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН). Участие в этом мероприятии более 400 делегатов из 62 стран-участниц ЭСКАТО сделало его событием поистине мирового масштаба. Подобное мероприятие впервые прошло в регионе Центральной Азии.

В складывающейся международной обстановке все большее значение приобретает взаимодействие с международными и региональными организациями, основной сферой деятельности которых является сфера безопасности. Одной из таких организаций является Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС).

С 2001 года Республика Казахстан стояла у истоков создания Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), и одним из ключевых направлений во внешнеполитической деятельности страны стало участие в ее деятельности. В настоящее время ШОС объединяет Казахстан, Кыргызстан, КНР, Россию, Таджикистан и Узбекистан. Статус наблюдателя в этой организации статус наблюдателя имеют Монголия, Иран, Индия и Пакистан. Диалог на платформе ШОС дает Казахстану возможность для конструктивного обсуждения и согласования позиций со странами-участницами по широкому спектру вопросов. В их числе главным образом вопросы политического, торгово-экономического и гуманитарного взаимодействия. Казахстан традиционно является одним из наиболее активных членов этой организации, деятельность которой в обеспечении политической стабильности и безопасности превратила ШОС в одну из авторитетнейших международных организаций в мире.

Вышесказанное наглядно демонстрирует тот факт, что за годы независимости Казахстан превратился в уверенное в своих силах государство. Одним из залогов данного состояния является грамотная и эффективная внешняя политика, проводимая руководством страны.

 

Новости

Государственные символы Республики Казахстан

ОТКРОЙ ДЛЯ СЕБЯ КАЗАХСТАН С МОБИЛЬНЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ «КАЗАХСТАН - СТРАНА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ»

Erlan Idrissov: High time for Central Asia and Kazakhstan to have a voice in UN Security Council

Текущая информация по привлечению международных участников "ЭКСПО 2017" (инфографика)

О Региональной карте предпринимательства (справочная информация)

Заявление Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева от 8 июня 2016 года

ПОЛОЖЕНИЕ О III МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ «КАЗАХСТАН ГЛАЗАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ» среди авторов наиболее ярко, полно и объективно осветивших жизнь, культуру,

Erlan Idrissov: The Real Cause of the 21st Century

Объявление о премиях, грантах и Благодарности Президента в области средств массовой информации в 2016 году

Nursultan Nazarbaýew, Gazagystan Respublikasynyň Prezidenti Manifest. “Dünýä. XXI asyr”

Манифест Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Мир. XXI Век»

21 марта 2016 года Центральная избирательная комиссия обнародовала