История и культура

История и культура Казахстана

Территория Казахстана стала осваиваться человеком миллион лет тому назад. Древний человек уже в эпоху нижнего палеолита обжил удобные для жизни, богатые дичью и дикими плодами урочища Каратау, где обнаружены наиболее древние стоянки эпохи камня. Постепенно в эпоху среднего и верхнего палеолита он осваивал Центральный и восточный Казахстан, Мангышлак.

Раскопки энеолитического поселения Ботай в Северном Казахстане показали, что Казахстан входит в зону освоения коня и формирования кочевых цивилизаций. Открыты жилища, многочисленные поделки из камня и кости, которые по-новому раскрывают древнюю историю и археологию Казахстана в эпоху камня.

Уже в эпоху бронзового века, четыре тысячелетия тому назад, на территории Казахстана обитали племена так называемой андроновской и бегазы-дандыбаевской культуры. Они занимались земледелием и скотоводством, были прекрасными воинами, освоившими боевую колесницу. Изображение колесниц сохранилось на скалах, где древние люди устраивали свои племенные святилища-храмы, крышей которых был небесный свод. На плоскостях обожженных солнцем черных скал люди выбивали сцены плясок, изображения солнцеголовых божеств, могучих верблюдов и быков, воплощавших образы древних богов.

Курганы знатных воинов, разбросанные по казахстанским степям, отличаются грандиозными размерами насыпей и самих усыпальниц. Наиболее известны некрополи Бегазы и Дандыбай в степях Сары-Арки и Тагискент в Приаралье. Люди эпохи были не только прекрасными воинами, пастухами и земледельцами, но и великолепными металлургами. Из бронзы они изготавливали топоры, ножи. кинжалы, украшения.

Они же начали разрабатывать месторождения меди, которые используются до сих пор, - это Жезказганские и Саякские медные карьеры. Жили эти люди в больших поселениях и древних городах, окруженных стенами и рвами. Города были населены воинами и ремесленниками, жрецами и земледельцами. обитали эти племена на территории Казахстана около тысячи лет - с XVII в. до н.э. до IX- VIII вв. до н. э.

На смену им пришли саки. Так называли этот народ древние персы, китайцы называли его "сэ", а греки "скифы". Это были кочевники, полукочевники и земледельцы. Но прежде всего они были прекрасными наездниками. Первыми в мире саки научились стрелять из лука на полном скаку.

В VI -III вв. до н. э. саки создали свое первое государство, центр которого находился в Жетысу (Семиречье), в юго-восточном Казахстане. Цари саков одновременно исполняли роль верховных жрецов. Саки имели свою письменность, мифологию и выдающееся искусство мирового уровня, получившее в научной литературе название "искусство звериного стиля". Сюжеты - хищные звери и травоядные животные, борьба между ними. Шедевры, сделанные из золота и бронзы, украшают экспозиции музеев мира.

Сложной была и языковая ситуация. Принято считать, что в течение 1 тысячелетия до н. э. население Казахстана было преимущественно носителем индоевропейских, индоиранских языков. Но сейчас все более утверждается мнение, что среди племен бронзового века, и особенно саков, имелись племена, говорившие на прототюркских языках.



В кургане Иссык, в погребении "Золотого человека", была найдена серебряная чаша, на дне которой вырезана надпись из 26 знаков. Она еще не прочитана. Одни ученые считают, что надпись выполнена на одном из иранских языков, другие - что на прототюркском. Но, в любом случае, в это время начинается формирование облика и языка средневековых и современных казахов, их психологических стереотипов, многих элементов культуры, быта и народных обычаев.

Середина I тысячелетия н. э. - важнейший этап в истории казахов и всех тюрков. В это время начинается изменение этнической среды - преобладание переходит к тюркским племенам, центром которых стал Алтай. Во второй половине VI в. в письменных источниках фиксируется термин "тюрк" в китайской передаче - туцзюе, в согдийской - турк).

Археологическое изучение тюркских памятников позволяет, в известной мере, сопоставить их с некоторыми тюркскими племенными объединениями. На Саяно-Алтае выделены археологические культуры, сопоставимые с ранними кыргызами, ранними кыпчаками, ранними огузами. В ходе междоусобиц, племенных воин, борьбы за власть и пастбища жившая в степях, долинах Казахстана часть тюркских племен переселилась на юг-в Центральную Азию (тюргеши, карлуки, кыпчаки, узбеки, огузы, туркмены-сельджуки), Малую Азию, на Кавказ (туркмены и сельджуки), в восточную Европу (кангары-печенеги, кыпчаки-половцы, торки-огузы, черные клобуки-каракалпаки).

На территории Казахстана с VI в до начала XIII в. существовали, последовательно сменяя друг друга вплоть до монгольского нашествия, Западно-Тюркский, Тюргешский, Карлукский каганаты, государства огузов, караханидов, кимеков, кыпчаков. После монгольского нашествия, в начале XIII в. сложились улусы Монгольской империи Джучи и Джагатая, давшие затем жизнь Ак-Орде, Моголистану, а позже -Казахскому ханству.

Все эти государства имели смешанную экономику. Племена скотоводов соседствовали с племенами земледельцев, степь и город дополняли друг друга. Города Тараз, Отрар, Испиджаб, Талхир стояли на Великом Шелковом пути, который соединял в древности и средневековье Запад и Восток: Японию, Корею и Китай с Центральной Азией, Ираном, государством сельджуков, Русью и Византией, Францией и Италией.

По Великому Шелковому пути распространялись искусство танца и живопись, зодчество и музыка. По нему двигались религии: манихейство и буддизм, христианство и ислам, который начиная с VIII в. становится преобладающей, а затем и единственной религией казахов. На берегу Сырдарьи, в г. Туркестане возводится в конце XIV - начале XV вв. религиозная святыня всех тюркоязычных народов - комплекс Ходжи Ахмеда Ясави. Все идеи и достижения разных цивилизаций впитывал и перерабатывал народ, живший на территории Казахстана, внося, в свою очередь, в сокровищницу мировой культуры свои достижения в хозяйстве и культуре: мобильное жилище - юрту, седло и стремена для лошади, военное искусство верхового боя, ковровые узоры и серебряные украшения, мелодичные напевы и напоминающую бег степных лошадей музыку. Все это определило целостность и преемственность древней и средневековой истории Казахстана.

В силу действия многих этнополитических и хозяйственных факторов на территории Казахстана возникли три основных этнотерриториальных объединения - Старший, Средний и Младший Жузы. Существование жузов отразило сложность процесса образования казахской народности, наложило свою печать на локальные культурно-бытовые особенности ее развития.

Процесс образования казахской народности в XIV-XV вв. в основном завершился.

В середине XV в. - образовалось Казахское ханство. Расширение владений, укрепление государственности, активная внешняя политика при первых ханах, особенно при Касымхане в начале XYI в., затем сменились усилением междоусобной борьбы, массовыми откочевками людей.

Во 2-й половине XYI в. происходит новый политический подъем Казахского ханства, спад междоусобиц, развитие скотоводческого и земледельческого хозяйства, торговых отношений, расширяются контакты с Россией и другими сопредельными странами.

При Тауке-хане был составлен свод норм обычного права - "Жеты Жаргы", где определены основные принципы общественного правопорядка и государственного устройства.

Однако политическая разобщенность, стремление к усилению самостоятельности жузов со стороны отдельных ханов и султанов, отсутствие внутреннего рынка - все это ослабляло ханство, делало его беззащитным перед внешними врагами. С нач. XYIII в. участились набеги джунгар на казахские земли. Поэтому хан Тауке предпринимает попытку объединения трех жузов. Казахское ханство, раздираемое междоусобицей и противоречиями, ослабленное в изнурительной войне с агрессором, ведет отчаянную борьбу за свою независимость.

Главные события войны с джунгарами происходят в 1723-1727 гг., вошедшие в историю как "Годы великого бедствия" ("Актабан шобырынды"). Решаюшую роль в отражении агрессии джунгар сыграли всеказахские сходы (съезды), где решением биев (наставниками) трех жузов Толе-би, Казыбек-би, Айтеке-би предпринимаются меры по созданию народного ополчения, единого фронта обороны и отражения нападения джунгар. Решающую роль в народном ополчении (1727 у р.Буланты;1729 - Анракайская битва) казахов против джунгарской агрессии сыграли всеказахские съезды, деятельность народных батыров Кабанбая, Богенбая, Наурызбая, Карасая, полководческий талант Абылая и других.

В трудной экономической и политической ситуации встал вопрос о вхождении в состав России, которое продолжалось около 150 лет. Хан Младшего жуза Абулхаир, вследствие ослабления казахского ханства в ходе изнурительной войны, был вынужден принять условия присоединения Младшего жуза в состав России. Попытки "противной стороны" во главе с султаном Бараком противодействовать переговорам и исключить оформление акта о присоединении Младшего жуза к России потерпели неудачу и 10 октября 1731 г. часть собрания казахских старшин высказалась за его принятие.

Присоединение Казахстана к России включает вхождение, мирную и военную колонизацию, открытое завоевание. В 1732 г. в состав России вошла формально некоторая часть Среднего жуза. Присяга группы султанов и старшин Младшего и Среднего жузов (Абулмамбет,Абылай) в 1740 г. обусловила присоединение лишь части Среднего жуза. Основные регионы северо-восточного и Центрального Казахстана вошли в состав империи в 20-40 гг. XIX в. вследствие поражения национально-освободительной войны К.Касымова и политических акций царизма. Взятие царскими войсками в 60-х гг. XIX в. Туркестана, Шымкента, Аулие-Аты и т.д., сопровождавшееся применением крупных воинских сил, завершило завоевание территории Старшего жуза Россией. Присоединение Казахстана, а затем Средней Азии позволило России одержать верх в соперничестве с Британской империей.

Политическое и экономическое положение Казахстана в середине и конце XYIII в. Обнаруживает: усиление внутренних противоречий в Младшем жузе; расширение экономических взаимосвязей с Россией; развитие обменной торговли; обострение земельного вопроса; первые шаги колонизаторской политики царизма в аграрном вопросе. Вторая половина XYIII в. отмечена образованием ханства Абылая, явившимся одним из организаторов отпора джунгарским агрессорам. Он придерживался политики двойного подданства - со стороны России и Китая. Глубокие преобразования, осуществленные им укрепили казахскую феодальную государственность, обеспечив проведение независимой политики.

Политика лавирования утвердила правящие круги России в мнении об упразднении ханской власти в Казахстане. После смерти Букея (1817 г.) и Уали-хана (1819 г.) новые ханы более не назначались Россией. В 1822 г. введением "Устава о сибирских киргизах" была ликвидирована ханская власть в Казахстане и образованы округа.

В целях ускоренной колонизации края вводится российская система управления, что вызвало протест казахского населения вылившийся в национально-освободительную борьбу казахов в составе Российской империи. В общей сложности казахский народ поднимал знамя свободы более 300 раз. Со второй половины XIX в. Казахстан представляет собой окончательно оформившуюся колонию Российской империи.

Наблюдается усиление колонизаторских форм освоения и создание военно-опорных баз царизма. Развитие капитализма в России сказывается на особенностях социально-экономического, политического положения Казахстана. В 1867-1868 гг. царизм проводит административную реформу. 11 июля 1867 г. Александр II подписал проект "Положения об управлении Семиреченской и Сырдарьинскими областями"; 21 октября 1868 г. - проект "Положения об управлении Тургайской, Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областями". Букеевская орда отошла в состав Астраханской губернии.

В конце XIX в. колонизаторская направленность аграрной политики царизма привела к постепенному изменению соотношения численности кочевого и оседлого населения. Образовались новые формы хозяйства: оседло-скотоводческая и оседло-земледельческая. Усиливается социальная дифференциация казахского общества. Часть хозяйств втягивается в рыночные отношения. Увеличивается отход обедневших казахов в промышленность, которая зародилась в Казахстане в последней четверти XIX в. Местные купцы стали практиковать новую форму торговли - ярмарочную. За последнее 10-летие XIX в. в Казахстане было выстроено 482 версты железнодорожных линий. Развивается транзитная торговля. В свете Кульджинского договора 1851 г. усиливаются торговые связи с Китаем. В систему торговли внедряются элементы ростовщичества, частное предпринимательство.

К началу XX в. территория Казахстана состояла из областей: Сырдарьинской и Семиреченской (Туркестанское генерал-губернаторство, центр - г. Ташкент); Акмолинской, Семипалатинской, Уральской, Тургайской (Степное ген.-губернаторство, центр - г. Омск); Мангышлак - Закаспийской обл.; Внутренняя (Букеевская) Орда (в Астраханской губ.).

Дальнейшее усиление колонизации Казахстана связано с проникновением в Казахстан капиталистических отношений. Отмечается резкое классовое расслоение в ауле, обнищание масс, уход их на промышленные предприятия, растет движение против колониального, социального гнета. Характерна стихийность, разрозненность выступлений. В 1905-1907 гг. возникают организации социал-демократических групп (в основном при помощи политических ссыльных). В 1907 г. начала осуществляется "Столыпинская реформа", а также был принят "Закон о выборах в Государственную Думу", лишивший избирательных прав народы Сибири, Средней Азии, Казахстана. Происходят усиление процесса переселения крестьян из европейской России на окраины в целях решения земельной проблемы в центре; изъятие пастбищных земель у кочевых скотоводческих хозяйств (к 1917 г. изъято более 40 млн. десятин).

Колониальный гнет тяжело отразился на положении казахского народа. Увеличение налогов, повинностей, изъятие земель приводит к обострению внутренних противоречий в казахском ауле, кризису скотоводчества.

Социально-экономические условия вели к росту национального движения. В борьбу за лидерство вступает традиционная элита и формирующаяся казахская интеллигенция. Лидером общенациональной либерально-демократической оппозиций стал А. Букейханов. На основе пробуждения национального самосознания происходит консолидация тюркоязычных народов. С 1913 по 1918 гг. издается газета "Казах".

Участие России в первой мировой войне вызвало всеобщий экономический кризис. Складываются предпосылки борьбы казахов за свободу и независимость. Указ царя от 25 июня 1916 г. о реквизиции казахов на тыловые работы стал поводом к национально-освободительной войне казахов в 1916 г. Руководителями движения против царского Указа стали: Б. Ашекеев, А. Иманов, А. Жанбосынов, Т. Бокин и др.

Война 1916 г. завершает национально-освободительное движение казахов в составе Российской империи. Победа февральской революции в России (27 февраля) привела к свержению власти царизма. В стране установилась двоевластие. Власть пролетариата и крестьянства в лице Советов рабочих и солдатских депутатов и власть буржуазии и помещиков в лице Временного правительства.

После свержения царизма в Казахстане начали создаваться Советы рабочих и солдатских депутатов. Наряду с Советами, были созданы и органы буржуазной власти: "исполнительные комитеты", "гражданские комитеты" или назначены областные и уездные комиссары Временного правительства.

Победа Февральской революции и развитие революционного движения между февралем и октябрем 1917 г. способствовали тому, что различные слои казахского общества также активно потянулись к политике, стали создавать различные политические, профессиональные и молодежные организации. В процессе роста революционного движения и усиления классовой дифференциации, они подошли вплотную к решению задач классового, социального и политического значения: одни стали под знамя большевизма и социалистической революции, другие - под знамя партии "Алаш" и поддержали идею создания казахской национальной автономии в рамках буржуазно-демократической России.

Партия "Алаш" была организационно оформлена на первом Всеказахском съезде в Оренбурге в июле 1917 г. Она представляла из себя партию либерального толка. Установление Советской власти в Казахстане растянулось на несколько месяцев - от конца октября 1917 г. до марта 1918 г. Не приняли Октябрьскую революцию партия "Алаш" и ее лидеры: 5-13 декабря 1917 г. они провели в Оренбурге второй Всеказахский съезд, который объявил о создании буржуазной автономии под названием "Алаш" и образовании правительства в лице "временного народного совета", дав ему наименование - "Алаш-Орда".

В промежутке с конца октября 1917 г. до марта 1918 г. Советская власть была установлена главным образом в городах и других наиболее крупных населенных пунктах Казахстана. В основной массе аулов и сел Казахстана процесс установления Советской власти продолжался вплоть до начала гражданской войны.

Вооруженная борьба в Казахстане являлась составной частью гражданской войны в стране в целом, навязанной свергнутыми эксплуататорскими классами и иностранными империалистами. Поэтому боевые действия в Казахстане имели второстепенное значение по сравнению с главными фонтами гражданской войны. В марте 1919 г. ВЦИК РСФСР объявил амнистию "Алаш-Орде". Тогда же Тургайская группа "Алаш-Орды" во главе с А.Байтурсыновым перешла на сторону Советской власти. 26 августа 1920 г.образовалась Автономная Киргизская (Казахская) ССР в составе РСФСР.

Победа над интервентами и белогвардейцами создала условия для перехода к мирному хозяйственному строительству. В марте 1921 г. начался переход к новой экономической политике, которая способствовала развитию сельского хозяйства на основе заинтересованности производителей в результатах своего труда.

Конец 20-х - 30-х годов отмечен ростом волны крестьянских выступлений против насильственной коллективизации, которая привела к массовой гибели людей, вошедшей в историю под названием "Казахстанская трагедия". В 30-х гг. в Казахстане устанавливается тоталитаризм, повлекший за собой массовые политические репрессий, заполонивший все поры общественно-политической жизни.

В 1939-1941 гг. Казахстан превращается в крупную базу по производству цветных металлов, добыче угля, нефти, район развитого сельского хозяйства.

В 1941-1945 гг. Казахстан вовлекается во вторую мировую войну, составной частью которой является Великая Отечественная война против фашистско-немецких захватчиков. В этот период предприятия Казахстана переходит на выпуск оборонной продукции. Из западных и центральных районов СССР в Казахстан эвакуируются крупные промышленные объекты, культурные учреждения. Наблюдается самоотверженный труд работников промышленности и сельского хозяйства. Людские потери казахстанцев во Второй мировой войне составили около 425 тысяч человек. Республика приняла сотни тысяч эвакуированных людей; депортированные народы численностью около 2 млн. человек.

В 1946 г. происходит переход экономики страны на "мирные рельсы". Особенно быстрыми темпами сооружались предприятия строительной индустрии, создавалась энергетическая база промышленности. В июне 1946 г. образовалась Академия наук Казахской ССР. В конце 40-х - начале 50-х гг. укрепляется административно-командная система. Расширяется сеть лагерей ГУЛАГа: Карлаг, Степлаг, АЛЖИР и др. Происходят репрессии по отношению к ряду ученых и других. В 1954 г. происходит массовое освоение целинных и залежных земель, приток людей из других республик, рост строительства жилья, культурно-массовых объектов.

С 50-х по 80-е гг. происходит борьба между партийно-государственной бюрократией и народом. Рассматриваемое 30-летие характеризуется наступлением на бюрократию ("Хрущевская оттепель") и наступлением бюрократии (Л.И. Брежнев, К.У. Черненко), приведшей к застою и стагнации казахстанского общества.

Одновременно наблюдается кризисное положение в экономике. Происходит опережающий рост денежных доходов населения над ростом товарной массы, тотальный дефицит товаров. К середине 80-х годов в советском обществе стала все более настоятельно ощущаться потребность перемен. У части политического руководства страны сложилось понимание необходимости глубоких преобразований с целью преодоления негативных явлений в развитии СССР.

Курс на социально-экономические преобразования, провозглашенный М.С. Горбачевым с приходом его к руководству СССР, имели на отправном этапе такую же тенденцию, как и попытки его предшественников, пытавшихся при восхождении к власти, показать себя деятельными, демократичными реформаторами. Система социально-экономических и политических акций, направленных на реформирование общества, вошла в историю под названием "перестройка".

В стране стала складываться новая политическая атмосфера. Возникли многочисленные и неоднозначные общественные движения, неформальные организации, сложились предпосылки перехода к многопартийности. На всевозможных митингах, демонстрациях, в клубах избирателей, обсуждались острые вопросы повседневной жизни, актуальные проблемы развития страны. Ярким примером столкновения, острой борьбы старого и нового мышления стали известные события декабря 1986 г. в Алма-Ате. Молодежь, вышедшая на площадь, выразила общенародный протест против методов административно-командной системы, которая как и прежде, продемонстрировала полное пренебрежение к мнению населения республики. Сама жизнь доказала несостоятельность поспешных и огульных обвинений в национализме, выдвинутых против всего казахского народа. Важное значение для перехода к подлинному народовластию имели выборы народных депутатов СССР весной 1989 г. Впервые они прошли на основе альтернативного выдвижения и голосования, сопровождались политическим соперничеством.

1991 г. - 19 августа - попытка государственного переворота в Москве. Назарбаев Н.А. обращается к народу республики. Выходят Указы Президента: "Об образовании Совета безопасности Казахской ССР", "О переходе государственных предприятий и организаций союзного подчинения в ведение правительства Казахской ССР", "О создании золотого и алмазного фонда Казахской ССР", "О закрытии Семипалатинского ядерного полигона и др".

В сентябре 1991 г. было принято решение о роспуске Компартии Казахстана. Углубляется экономический кризис. Создаются новые банковские структуры. Нарастает инфляция, происходит падение жизненного уровня основной части населения. В этих условиях был взят курс на развитие рыночной экономики.

16 декабря 1991 года принимается Закон Республики Казахстан о независимости (имеющего силу Конституционного Закона). Объявив о своей независимости, Республика Казахстан стала представлять собой политически самостоятельное государство с многонациональным укладом, с единым монолитным организмом.

1995 г. 30 августа на всенародном референдуме принимается ныне действующая Конституция Республики Казахстан.

Культура, литература и искусство

Первоисточниками казахской литературы являются дастаны "Алып Ер Тонга", "Шу Батыр", созданные в 11-3 веках до нашей эры. Научными исследованиями доказано, что описанные в них события тесно связаны с древней историей казахского народа. Орхон-Енисейские письменные памятники показали, что у тюркских племен искусство слова отличалось поэтической силой, глубиной мысли и богатством содержания.

Фольклорное наследие тюркской литературы представлено легендами, сказками, пословицами, поговорками, героическими и лироэпическими поэмами. В число нетленных образцов героического эпоса народов мира входят "Алпамыс", "љобыланды", любимые в казахском народе социально-бытовые эпические поэмы - "љозы љорпеш - Баян сулу", "љыз Жибек", более поздние сюжеты - "Айман - Шолпан", "КЇлше-›ыз", "Ма›пал-›ыз". Из фольклора письменная литература обильно черпала идеи, художественные образы.

В 9-12 веках с развитием устного народного творчества и письменной литературы формируются первые понятия об образности, художественном, воспитательном значении искусства слова. Словарь "Дивани лугат ат-тюрк" Махмуда Кашгари - яркое свидетельство культурного уровня тюркских народов в 11 веке. Несмотря на лингвистический характер, словарь считается и литературно-историческим и этнографическим сборником. В нем несколько сот стихотворных строк, десятки пословиц, поговорок, мудрых крылатых выражений. Дастан "Кутадгу билиг" (дидактическое произведение "Благодатное знание") - свод мудрых советов, наставлений Юсуфа Хас Хаджиба Баласагуни, одного из высокообразованных тюркских поэтов и писателей. Дастан связывает литературу с устной поэзией. Диалог сочетается с формой айтыса. Казахские жырау обогатили древнетюркскую письменную поэзию темами, жанрами, продолжили философско-дидактические традиции, внесли патриотические мотивы, признаки реалистического изображения. Первыми видными представителями являются Кодан-тайшы, Асан Кайгы, Казтуган жырау. В их творчестве находят отражение исторические события периода становления Казахского ханства и казахского народа. На развитие и расцвет поэзии особое влияние оказала творчество деятельность Доспамбета и батыра Шалкииза жырау Тиленшиулы. Шалкииз обогатил казахскую поэзию и в области стихосложения. В их творчестве обрели свою законченную форму основные принципы стихосложения жырау, которые складывались веками. Занимая несколько веков в хронологической периодизации казахской литературы, поэзия жырау часто вызывала дискуссии и споры и только в конце 80-х годы 20 века получила соответствующую оценку.

Видные представители поэзии акынов 18 века - Коктем и Шал. Мотив сочинений Коктема (1745-1818) - горести и лишения неимущих. В дошедшем до нашего времени поэтичком наследии акына Шала (1748-1819) поднимаются вопросы религии, этики и морали. 19 век знаменует новый этап в истории казахской литературы. Ее развитие было обусловлено творчеством М.Отемисова, Ш.Жарынгасова, С.Аронова. Большой вклад в развитие казахской поэзии во 2-й половине 19 века внесли акыны Б.Кожагулов (Биржан сал), А.Найманбаев, А.Корамсаулы (Акан сери), Ж.Жабаев.

Творчеством Абая (Ибрагима) Кунанбаева (1845-1904) открывается новый этап казахской реалистической литературы. Мощь Абая, как большого художника слова, с исключительной силой проявилась в стихотворениях "Восьмистишия". Основная линия его творчества - призыв к добру, знаниям, культуре, честному труду, справедливости, любви к народу, родному краю. Тонкий ценитель русской поэзии, Абай перевел около 50 произведений Пушкина, Лермонтова, Крылова. Произведения поэта неоднократно издавались на русском и других языках.

В 20-х гг. 20 в. завершился процесс становления прозы в Казахстане. Б.Майлин, М.Ауэзов, С.Сейфуллин, И.Жансугуров, С.Муканов, С.Шарипов, Ж.Тлепбергенов, Г.Мусрепов, Г.Мустафин, У.Турманжанов, Е.Бекенов и др. писали рассказы, очерки, повести, романы. Они находили соответствующие реалистич. краски для создания ярких человеч. образов и характеров, изображения портретов персонажей. Современная литература развивается по пути глубокого раскрытия внутр. мира человека, правдивого, образного его отображения. С 1933 в Союзе писателей Казахстана работает секция русской литературы. Романы И.Шухова "Горькая линия" (1931; на казахском языке в 1972, перевод О.Оспанова), "Ненависть" (1932; перевод Х.Есенжанова) относятся к значительным произведениям современной литературы того периода в жанре романа. В годы 2-й мировой войны в повести А.А. Бека "Волоколамское шоссе" (1943) созданы героические образы Б.Момышулы, И.Панфилова. В послевоенный период изданы повести "Облик солнца" И.Шухова (1950), "Точка отсчета" В.Д. Ванюшина (1952). Н.И. Анов в романе "Крылья песни" (1959) отразил социально-историческое положение Казахстана в 20-е годы В произведении показано формирование и развитие национального искусства, созданы образы талантливых мастеров (И.Байзаков, А.Кашаубаев, К.Мунайтпасов, А.В. Затаевич и др.). Издан роман И.Г. Щеголихина "Снежная метель" (1961), повесть Г.В. Черноголовиной "Недождливое время", роман "Зона риска" (1981). В романе М.Д. Симашко "Комиссар Жангильдин" создан яркий образ сына казахского народа. Дм. Снегин в дилогии "Утром и в полдень" (1976, 1982), расширив границы исторической тематики, создал образы героичиских личностей, среди которых особое место занимает О.Жандосов. В поэзию пришло новое поколение талантливых поэтов: В.А. Антонов, А.К. Елков, Д.Е. Рябуха, Л.В. Скалковский, Ф.А. Моргун, В.А. Смирнов, М.И. Чистяков и др.

В 1977г. в Союзе писателей Казахстана открыта секция корейской литературы. Писатель и поэт Ким Дюн (1900-1980) - автор поэмы "Алия", посвященной казахской девушке-батыру А.Молдагуловой (1960, на кор. яз.). С 1937 в республиканском корейском театре зрители увидели более 100 пьес корейских драматургов. На корейском языке поставлены пьесы М.Ауэзова "Карагоз" и "Кобыланды", Г.Мусрепова "Козы Корпеш - Баян Сулу", а также пьесы О.Бодыкова, К.Мухамеджанова. В республике успешно работают немецкие поэты и писатели. Изданы поэтические произведения Р.Жакмьен, К.Вельца, И.Варкентина, а также проза А.Реймгена, В.Клейна, Д.Гольмана, А.Дебольского, Г.Бельгера. В 1932 организована уйгурская секция. В этот период имела успех поэзия И.Саттирова, И.Искандерова, были поставлены пьесы Ж.Асимова и А.Садирова, К.Хасанова. Изданы сборники повестей Х.Абдуллина, З.Самади, Ж.Босакова, Т.Тохтамова, М.Зулпыкарова, А.Аширова, Н.Баратова, П.Сабитовой, а также стихи и поэмы И.Бахтия, М.Хамраева, И.Бахниязова, Р.Кадыри, А.Ганиева, М.Абдурахманова. Переведены и изданы на уйгурский язык "Стихотворения" А.Кунанбаева (1987), "Балуан Шолак" С.Муканова (1987, пер. К.Тохтамова), "Улпан ее имя" Г.Мусрепова (1987, перевод З.Самади). Известным писателям и поэтам оказывается поддержка со стороны государства, Дм. Снегин, Г.Бельгер, М.Симашко удостоены премии Мира и духовного согласия Президента Республики Казахстан.

Искусство. Первые образцы изобразительного искусства относятся к эпохе палеолита. Они встречаются в горах Каратау и Хантау в виде изображений животных, высеченных на скалах. Наскальные изображения эпохи неолита и бронзового века в Баянаульской пещере (Павлодарская область), в ущелье Танбалы (Алматинская область) (на изображениях - лось, лев, охотник с луком, вол, запряженный в телегу, корова и др.) и рисунки на камнях северного побережья озера Балкаш (поединок двух мужчин с саблями, рядом с которыми стоит девушка, и др.) дают представление об основных занятиях, обычаях племен, населявших казахскую землю. Иногда на поверхность рисунка нанесена краска наподобие хны. Считающиеся наследием андроновской культуры глиняная посуда с геометрическим узором, изделия из кожи, бронзовые предметы с изображением солнечных лучей обнаружены во время проведения раскопок на территории Центрального, Северного и Западного Казахстана. Изображения Будды (многорукий Чон-Рай-Сик, Мун-Сак-Будда, Манла Будда), запечатленные на "Знаковых камнях" (Алматинская обл.) во 2 веке до нашей эры, относятся к лучшим образцам древнейшего изобразительного искусства. Рисунки, отражающие религиозные верования, встречаются в регионах Алтая и Тарбагатая. В 7 веке до нашей эры расцвело искусство древних саков, гуннов и уйсуней. Развиваются ремесла, ювелирное искусство, ковроткачество. Изделия древних времен, предметы быта, найденные в поселениях и могильниках на побережье рек Ертис, Шидерты, Оленты, Силеты, Есик, Тургень, Иле и в Центральном Казахстане у подножия Баянаульских и Сауырских гор, отражают период развития искусства кочевых племен. Установлено, что скифский стиль изображения зверей на территории Казахстана возник раньше, чем на побережье Черного моря Золотые изделия, найденные в 1970 в Алматинской области вблизи города Иссык ("Золотой человек", лось, архар, тигр, лошадь, барс), являются образцами искусства племен, населявших территорию Казахстана в 6-5 веках до нашей эры. Древнее ювелирное искусство украшения изделий драгоценными камнями появилось сначала у гуннов, уйсуней, позднее - у огузов и кыпчаков. У уйсуней в основном применялись приемы художественной резьбы узоров и инкрустация. Со времени возникновения древнетюркского искусства на территории Казахстана получило распространение скульптурное мастерство. Его образцы делятся на две группы: периода Тюркского каганата (6-8 века) и кыпчакского периода (7-13 века). Большинство из них представляют изображение человека в примитивной форме, некоторые отличаются четким изображением лица и фигуры. В 16-18 века создание скульптур из камня постепенно прекратилось, во множестве начали изготовляться надгробные памятники, украшенные узорами и арабскими надписями. В искусстве древних саков, гуннов и уйсуней ковры украшались сюжетными рисунками, в 5-7 веках сформировались образцы современного казахского ковра. В 8-12 веках в городах Яссы, Отырар, Сыганак, Тараз, Сайрам, Кулан, Мерке, Баласагун получили развитие многие виды искусства. Об этом свидетельствуют глиняная посуда и сосуды для воды. Предметы быта украшались резьбой, аппликацией и покрывались краской различных цветов (черная, коричневая, желтая, красная); изделия из кожи и металла обогащались национальными узорами в виде ромба или круга. Наружные стены архитектурных строений, внутренние интерьеры и купола украшались различными узорами, созвучными облику строения. Подобно купольным архитектурным сооружениям Европы и Азии казахская войлочная юрта вобрала в себя лучшие образцы народного прикладного искусства с древнейших времен до наших дней. Она украшалась снаружи и изнутри изящными, красочными орнаментами. Во внутреннем убранстве главное место занимали алаша (ковры), кебеже (деревяные сундуки). Были распространены вышивка золотыми и шелковыми нитями, инкрустация, обработка кожи, ювелирное искусство. В 19 веке появились картины русских художников (В.В. Верещагин и др.), побывавших в Казахстане, которые отобразили жизнь и быт народа. Т.Г. Шевченко, осужденный на поселение в казахской земли в 1847-57, в серии рисунков правдиво изобразил жизнь местного населения. Портреты и рисунки ученого-просветителя, первого казахского художника Ш.Уалиханова ("Казахи Большой Орды" и др.), также сделаны в середине 19 века.

В период формирования казахского народа как нации возникли специфические музыкальные традиции. В результате определилась своя богатая музыкальная культура. Обряды, связанные с рождением ребенка, свадебные, поминальные, как правило, сопровождались пением. Любимым зрелищем народа стали айтысы акынов. Народные музыкальные произведения были основаны главным образом на семитональных диатонических мажорных и минорных ритмах. Эпические жыры исполнялись речитативом. В соответствии с особенностями исторического формирования казахского народа мелодический характер музыкальных произведений различен, имелись свои особенности и в исполнительных традициях: песни в сопровождении домбры или кобыза, исполнение кюев и. Повторы свадебных песен типа "жар-жар", "сынау" исполнялись хором. Произведения по тематическим и музыкальным особенностям разделяются на космологические (о звездах, солнце, луне, др. планетах), демонологические (жалмауыз кемпир, пери, шайтан и др.), песни-заговоры, эпические, трудовые, бытовые, лирические, исторические песни и др. В инструментальных музыкальных произведениях изображаются военные сцены, поединки батыров, байга, полет орла, завывание волков. Появились талантливые кюйши-композиторы. Легендарный Коркыт (8-9 в.), Абу Наср ал-Фараби (870-950) создали первые образцы музыкальной нотной грамоты. Жившие в 15 веке Казтуган и Асан Кайгы являются выдающимися представителями казахской музыкальной культуры прошлого.

Танцевальная культура казахского народа известна с древних времен. Народные танцы "ирмек би", "љоян би", показывающие жизнь охотников, шуточные, юмористические "Аю би", "Насыбайшы", "Ортеке", "љаражора", "Тепекйк" - образцы древнего танцевального искуства. Танец всесторонне раскрывает быт казахского народа, его любовь к искуству. В музыкальном фольклоре сохранилось исполнение на сцене песни, танца, песни в сопровождении танца и т.д. В народе широко распространены праздники по случаю окончания трудового года и его начала, другие торжества. На праздниках, тоях исполнители вступали в состязания и показывали зрителям свое танцевальное мастерство. У казахов бытуют парные танцы девушки и джигита ("љоян-бЇркiт"), редко встречающиеся у других восточных народов. Искусство танца передавалось из поколения в поколение, каждое племя имело своих мастеров. Казахские народные танцы не имели канонизиров. вида. Чаще они исполнялись в форме импровизации. На танцевальных состязаниях эмоциональный жизнерадостный характер сочетался с хореографическими сценками. Эти особенности присущи танцу "Сылыма". Искусство танца верхом на коне имело свои особенности. Подчинить коня своему ритму могли только профессионалы.

Признаки национального театрального искусства опираются на древние народные обычаи и обряды (беташар, бЩдік, жар-жар, жо›тау, ›оштасу, ›ыз кЩде, шілдехана), игры (алтыба›ан, ›ыз ойна›, ›ынаменде, ортеке, судыр-судыр), айтысы акынов и ораторское мастерство. Рождению казахского театрального искусства способствовало открытие в Уральске, Оренбурге, Омске русских профессиональных театров.

Казахское кино возникло после 1917 года. В начале 20 века в Казахстане работало 13 частных кинозалов в крупных городах (Семипалатинск, Павлодар, Усть-Каменогорск, Акмола (Астана), Костанай, Актобе и др.). В городе Верном (Алматы) кинофильмы шли с 1910. Одним из первых пропагандистов кино был А.Жангельдин. В 1913 он совершил путешествие в страны Европы и Азии и привез около 40 документальных фильмов об Испании, Индии, Китае и др. В 1925 V съезд Советов Казахстана, проходивший в Кызылорде, был снят на пленку московскими кинолетописцами. В том же году вышел первый документальный фильм, снятый студией "Культкино". Художественные и документальные фильмы завоевали немало наград на конкурсах произведений мирового киноискусства.

Казахское цирковое искусство развивалось в единстве с особенностями кочевой жизни. Верховая езда, умение веселить людей посредством различных комических ситуаций, шутками, выступления баксы, салов, разъезжающих по аулам, - во всех этих явлениях были заложены зачатки циркового искусства.


***

В I полугодии 2007 года в целях реализации норм Закона «О культуре», а также дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы отрасли культуры подготовлены 22 подзаконных акта («О порядке присвоения организациям культуры статуса «Академический», «О проекте Указа Президента РК «Об утверждении Правил присвоения организациям культуры статуса «Национальный», «Об утверждении Правил присуждения государственных стипендий в области культуры и др.).

Разработаны и утверждены приказом Министра культуры и информации РК от 01.02.07 № 17 «Правила выдачи сертификата, подтверждающего статус творческого работника». Подготовлен проект Закона Республики Казахстан «О кинематографии», который будет внесен на рассмотрение Правительства в четвертом квартале 2007 года.

Особое внимание уделяется укреплению материально-технической базы организации культуры. Проводится капитальный ремонт в зданиях Государственного русского академического театра драмы им. М.Лермонтова, Казахского государственного академического оркестра народных инструментов имени Курмангазы, Казахской государственной филармонии имени Жамбыла (ремонт органа).

Текущие ремонты проведены в зданиях Государственного русского академического театра для детей и юношества им. Н. Сац, Государственного республиканского уйгурского театра музыкальной комедии, Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая, Национального театра оперы и балета имени К. Байсеитовой.

В 2006 году были изданы 132 наименований книг, в т.ч. 15 томов серии «Бабалар сйзі», 10 томов серии «История казахской литературы», 5 томов серии «Антология казахской музыки», 34 томов серии «Библиотека мировой литературы», 11 томов серии «Мировое философское наследие», по 5 томов серии «Мировая культурологическая мысль» и «Древний мир права казахов».

Важным направлением государственной политики в области книгоиздания является формирование издательских программ, целевое планирование и выпуск социально значимой литературы, в том числе по Государственной программе "Культурное наследие", ориентированной на удовлетворение потребностей общества, развитие отечественного книгоиздания, формирование информационной инфраструктуры книжного сектора.

В 2007 году сформированы издательские программы по следующим книжным сериям: "Шлем балалар Щдебиеті", Собрание сочинений (одно- и многотомники), "Библиотека журнала "Аманат", "Отырар кiтапханасы", "Современная казахская проза", "Современная казахская поэзия", "Алаш мурасы"; "Литературные мемуары", "Фотоальбомы", "Юношеская литература", "Юридическая литература", "Общественно-политическая литература", "Юбилейная литература", "Научно-популярная литература" и т.д.

Сегодня одним из приоритетных направлений развития библиотечной деятельности является компьютеризация и информатизация библиотек, соответствующих моделям развитых стран. В этой связи реализуются проекты «Создание и обеспечение актуализации информационно-познавательного веб-портала «Национальное наследие» и «Формирование электронного государственного библиотечного фонда «Библиотеки Казахстана».

На сегодняшний день в Казахстане действуют: более 157 музеев различного профиля из них государственных - 156, в сельской местности - 71. Насчитывается 3866 библиотек, из них в сельской местности 3202; 2760 клубных учреждений, из них на селе 2551; 38 театров, 25 концертных организаций; 51 кинотеатр. В республике работают 4 зоопарка, 2 цирка, 25 парков культуры и отдыха.

В текущем году увеличилась государственная сеть учреждений культуры на 125 объектов, в том числе открыты: 72 клуба, 48 библиотек, 3 музея и Центр истории и археологии.

В целях дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам охраны и использования историко-культурного наследия». Также разработан и планируется внести на рассмотрение Правительства Республики Казахстан проект Закона РК «О библиотечном деле».


Более подробную информацию по данной теме смотрите на сайтах Правительства и Министерства культуры и информации Республики Казахстан .

 

Новости

Государственные символы Республики Казахстан

ОТКРОЙ ДЛЯ СЕБЯ КАЗАХСТАН С МОБИЛЬНЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ «КАЗАХСТАН - СТРАНА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ»

Erlan Idrissov: High time for Central Asia and Kazakhstan to have a voice in UN Security Council

Текущая информация по привлечению международных участников "ЭКСПО 2017" (инфографика)

О Региональной карте предпринимательства (справочная информация)

Заявление Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева от 8 июня 2016 года

ПОЛОЖЕНИЕ О III МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ «КАЗАХСТАН ГЛАЗАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ» среди авторов наиболее ярко, полно и объективно осветивших жизнь, культуру,

Erlan Idrissov: The Real Cause of the 21st Century

Объявление о премиях, грантах и Благодарности Президента в области средств массовой информации в 2016 году

Nursultan Nazarbaýew, Gazagystan Respublikasynyň Prezidenti Manifest. “Dünýä. XXI asyr”

Манифест Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Мир. XXI Век»

21 марта 2016 года Центральная избирательная комиссия обнародовала