Государственное устройство

Принципы государственного устройства Республики Казахстан отражены в Конституции страны, которая является ее Основным законом.

За годы независимости в Казахстане были приняты две Конституции, первая из которых вступила в силу в 1993 году. Однако уже к середине 90-х годов назрела объективная необходимость усиления исполнительной власти, способной оперативно реагировать и управлять процессами в экономической и политической жизни страны. В результате 30 августа 1995 года была принята новая, ныне действующая Конституции Республики Казахстан. Тем не менее, логика и динамика последующего развития страны настоятельно требовали приводить отдельные нормы основного закона в соответствие с интересами дальнейшего политического и экономического развития Казахстана. Это стало одной из основных причин внесения во второй половине 1990-х годов дополнительных поправок в Конституцию страны.

Последняя крупномасштабная конституционная реформа была предложена и осуществлена Президентом РК Н.А.Назарбаевым в 2007 году. В результате реформы структура государственной власти в Казахстане претерпела существенные изменения. Эти изменения позволяют характеризовать Казахстан как демократическое, светское, правовое и социальное государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

По Конституции Казахстан является унитарным государством, с президентской формой правления. Унитарный характер государственного устройства нашей страны не предполагает наличия внутри республики иных национально-государственных или автономных образований.

Президент является главой государства и его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики страны.

Одним из основополагающих принципов Конституции РК является принцип народного суверенитета. Согласно данному принципу единственным источником государственной власти в Казахстане является народ. Власть осуществляется народом через республиканский референдум и свободные выборы, или делегируется государственным органам.

В Казахстане принят и успешно функционирует базовый демократический принцип разделения властей на три ветви: исполнительную, законодательную, и судебную. Согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и их ответственность перед народом обеспечивает президент республики, как глава государства.

Сам президент избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет и не может находиться у власти более двух сроков подряд. Однако данная конституционная норма не распространяется на Первого Президента РК Н.А.Назарбаева ввиду его выдающихся заслуг в построении независимого Казахстана. Все вышеуказанные положения Основного закона, касающиеся сроков пребывания президента у власти и количества президентских сроков для первого Главы Казахстана, стали результатом конституционной реформы 2007 года и вступят в силу только с 2012 года.

Высшим органом исполнительной власти в Казахстане является правительство, которое возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Главой правительства является премьер-министр, который вносит президенту страны предложения о составе и структуре кабинета министров. В своей деятельности правительство несет ответственность перед президентом страны, а в случаях, предусмотренных Конституцией, - перед парламентом. Премьер-министр назначается президентом страны после консультаций с фракциями политических партий, представленных в нижней палате (Мажилис) Парламента и получения их согласия в отношении предлагаемой кандидатуры премьера.

На примере процедуры назначения премьер-министра Казахстана можно убедиться как велико влияние политических партий в системе государственной власти. Данный факт наглядно демонстрирует наличие в республике многопартийной системы, в условиях которой партии, обладающие реальным влиянием, активно участвуют в политической жизни государства. При этом сам характер выборного процесса в парламент Казахстана свидетельствует о высоком уровне политического плюрализма в казахстанском обществе.

Высшим представительным органом в Казахстане является постоянно действующий профессиональный двухпалатный парламент, который осуществляет законодательные функции. Верхнюю палату парламента - Сенат, образуют депутаты, представляющие по два человека от каждой области страны, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики Казахстан с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Нижняя палата парламента - Мажилис состоит из 107 депутатов, 98 из которых избираются по партийным спискам из числа партий, прошедших в парламент в результате выборов. Еще 9 депутатов нижней палаты избираются Ассамблеей народа Казахстана, которая имеет статус конституционного органа. Срок полномочий депутатов Сената составляет шесть лет, а полномочий депутатов Мажилиса - пять лет.

Что касается Ассамблеи народа Казахстана, то конституционный статус данного органа является данью той важной роли, которую играет Ассамблея для обеспечения стабильности государства. В нашей республике проживают представители более 120 национальностей. В этих условиях Ассамблея народа Казахстана играет значительную роль в достижении межэтнического согласия и устойчивого развития межнациональных отношений в стране. Успешная деятельность Ассамблеи в этой крайне чувствительной и деликатной сфере делает ее важным элементом политической системы страны.

Высшей инстанцией в республике, представляющей судебную ветвь власти, является Верховный суд. Данный орган государственной власти осуществляет надзор за деятельностью местных и других судов в предусмотренных законом процессуальных формах, а также дает разъяснения по вопросам судебной практики. В Казахстане многое делается для обеспечения независимости судебной системы. Одним из примеров, предпринимаемых в этом направлении усилий, является учреждение в нашей стране института уполномоченного по правам человека. Наряду с этим нужно отметить набирающий обороты процесс гуманизации уголовного наказания, введенный мораторий на смертную казнь и присоединение Казахстана к международным конвенциям по правам человека. Помимо Верховного суда, другими государственными органами Казахстана, ведающими законодательно-правовыми вопросами, являются Конституционный совет, Генеральная прокуратура и Министерство юстиции Республики Казахстан.

В целом, за 18 лет независимого развития все изменения в государственном устройстве Казахстана были связаны с постепенной и последовательной демократизацией казахстанского общества и политической системы страны. И потому не будет преувеличением сказать, что современный Казахстан состоялся как динамично развивающееся демократическое государство, открытое для широкого равноправного сотрудничества с другими странами мира.

 

Новости

Государственные символы Республики Казахстан

ОТКРОЙ ДЛЯ СЕБЯ КАЗАХСТАН С МОБИЛЬНЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ «КАЗАХСТАН - СТРАНА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ»

Erlan Idrissov: High time for Central Asia and Kazakhstan to have a voice in UN Security Council

Текущая информация по привлечению международных участников "ЭКСПО 2017" (инфографика)

О Региональной карте предпринимательства (справочная информация)

Заявление Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева от 8 июня 2016 года

ПОЛОЖЕНИЕ О III МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ «КАЗАХСТАН ГЛАЗАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ» среди авторов наиболее ярко, полно и объективно осветивших жизнь, культуру,

Erlan Idrissov: The Real Cause of the 21st Century

Объявление о премиях, грантах и Благодарности Президента в области средств массовой информации в 2016 году

Nursultan Nazarbaýew, Gazagystan Respublikasynyň Prezidenti Manifest. “Dünýä. XXI asyr”

Манифест Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Мир. XXI Век»

21 марта 2016 года Центральная избирательная комиссия обнародовала